На скамье подсудимых руководитель районной электрораспределительной компании Бауыржан Бигалиев, передаёт Paryz.kz со ссылкой на портал «Мой ГОРОД».
В Акжайыкском районном суде завершилось рассмотрение уголовного дела в отношении Бауыржана Бигалиева. Мужчина обвиняется в халатном отношении к своим должностным обязанностям, что повлекло за собой трагедию.
Речь идёт о случае, произошедшем 24 мая 2022 года в посёлке Жанаказан Жангалинского района. Тогда четырёхлетний Аманжол Орынбекулы получил сильный удар током. В экстренном порядке ребёнку ампутировали обе руки до верхней трети плеч. Теперь ему требуется долгая реабилитация и оформление инвалидности. В ноябре прошлого года мальчику установили бионические протезы.
Дело рассматривалось под председательством судьи Алибека Нургалиева. Во время прений прокурор Нурсултан Ахметкерей сказал, что Бауыржан Бигалиев был назначен на эту должность первого октября 2021 года и принял на себя все обязанности руководителя районного РЭС.
– На момент несчастного случая Аманжолу было всего четыре года, он остался без обеих рук. Вся жизнь этого малыша, будущего казахского батыра, всё еще впереди. Вся эта эпопея произошла из-за халатного отношения руководителя РЭС Бауыржана Бигалиева. Он обязан был организовывать работу РЭС таким образом, чтобы постоянно обеспечивалась надёжная работа каждого производственного участка и отсутствовал травматизм. Однако он, вследствие своей недисциплинированности и самонадеянности, совершил халатность, что повлекло существенные тяжкие последствия. Подстанция в Жанаказанском сельском округе находилась в непосредственном управлении РЭС. Из-за ошибочных операций там вышел из строя блок запирания и находился в нерабочем состоянии. А Бигалиев не предпринял мер по устранению неисправностей. В следствие чего 24 мая и произошла эта трагедия, — зачитал государственный обвинитель.
По версии следствия, Аманжол вместе с детворой открыл неисправную дверь ячейки промежуточного масляного выключателя ПС-35/10 КВ и дотронулся до металлического элемента выключателя, который находился под действием высокого напряжения.
Сам же Бигалиев вину свою не признал, мотивируя это тем, что не ознокамливался с функциональными обязанностями, а ответственность по управлению РЭС возлагается на руководителя ТОО. К слову, после трагедии все неисправные двери подстанций привели в порядок.
– Бигалиев пытается скрыться от правосудия, однако любой адекватный человек понимает, что первый руководитель районного РЭС обязан знать о состоянии электросетей. Вина его доказана совокупностью доказательств. Прошу признать Бауыржана Бигалиева виновным в халатности, назначить ему наказание в виде трёх лет лишения свободы в учреждении уголовно-исправительной системы минимальной безопасности и запретить ему занимать должности в сфере электроэнергетики на три года, – заключил Нурсултан Ахметкерей.
Мама Аманжола и её адвокат поддержали обвинение и отметили, что Бауыржану Бигалиеву ничего не препятствовало выполнению должностных обязанностей.
– Ограждение подстанций 70-ых годов, двери нуждались в ремонте, кладки сыпались. Но ни одной заявки на устранение неполадок за тот период не было. Бигалиев знал обо всех этих недостатках. С мнением прокурора мы согласны. Ребёнок пострадал, остался инвалидом на всю жизнь, перенёс три сложнейших операций, нуждается в постоянном уходе. Поэтому потерпевшие заявили иск о возмещении морального вреда в сумме 35 миллионов тенге, – заявила адвокат Лаура Утешева.
Адвокат подсудимого Аскар Камитов заявил, что полностью не согласен с доводами обвинения. По его словам, дело сшито белыми нитками, а все доводы обвинения являются голословными обвинениями.
– Бигалиев не является субъектом преступления. Я услышал от прокурора лишь доводы, основанные на предположениях. Жангалинская РЭС не зарегистрирована в качестве филиала представительства, а является цеховым подразделением. Все откровенно говорили: «Баке, мы знаем, что не субъект, но пусть точку поставит суд. Нам просто нужен человек, раз такой резонанс». Нужен козёл отпущения. Бигалиев не является лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций. Мы считаем, что следствие и прокурор незаконно вывели из орбиты подозреваемых вышестоящих должностных лиц организации квазигосударственного сектора, чтобы скрыть должностные и управленческие упущения работодателя, – сказал адвокат.
Аскар Камитов также подчеркнул, что в деле явно можно увидеть недобросовестность управленческого персонала ТОО «ЗапКаз РЭК», а Бигалиев не мог выполнять обязанности, с которыми он не ознакомлен на должном уровне. По его словам, в 2019 году на подстанции был проведён капитальный ремонт и модернизация. К слову, ремонт проводится раз в семь лет.
– Почему Бигалиев должен нести ответственность за то, что там не было блокиратора? Каким образом проводилась модернизация и капремонт, если не были установлены блокираторы? Куда смотрели лица, делавшие ремонт? Как Бигалиев должен был увидеть его отсутствие, если открывать шкафы высокого напряжения без необходимости и специальных допусков открывать нельзя? Отсутствие или наличие блокиратора снаружи визуально не увидеть. Бигалиев акт не подписывал. Считаю, что нужно относится скептически к показаниям руководства ТОО «ЗапКаз РЭК», так как они пытаются уйти от ответственности, — отметил адвокат.
Выяснилось, что после несчастного случая из ТОО «ЗапКаз РЭК» уволились сразу пять человек: начальник службы подстанции, начальник юридического отдела, начальник отдела ТБ, заместитель директора и сама генеральный директор Галиметденова.
Кроме этого он подчеркнул, что в случившемся есть доля вины и родителей Аманжола, так как, по его мнению, они не соблюдали родительские права.
– Кому нужен ребёнок? Бигалиеву? «ЗапКаз РЭК»? Акимату? Органам опеки? Нет! В первую очередь он нужен родителям. Завтра, когда он вырастет, задаст вопрос: «Почему я остался без рук?» на что она ответит: «А это, сынок, Бауыржан ага виноват». Бигалиева обвиняют в неисполнении обязанностей, а что у родителей, у органов опеки, у прокуроров нет обязанностей? Не трансформатор пришёл к мальчику, а мальчик пришёл на запрещённую территорию в 800 метрах от посёлка. Почему не даёте оценку бездействию родителей? Предъявлен гражданский иск к ТОО, который относится к акимату, то есть предъявлен государству. Почему прокуроры не привлекают к ответственности родителей всех мальчиков, которые в тот день сломали кладку и проникли на запрещённую территорию за неисполнение родительских обязанностей? Получается, сейчас все вокруг виноваты, кроме них и все им (родителям Аманжола — прим. автора) должны. Ребёнок стал предметом торга, от меценатов получили две квартиры, в одной из них мы были. Дай Бог, чтобы у ребёнка всё было. Но ведь родители могли предъявить гражданский иск и без уголовного дела и находить козла отпущения, — заключил Аскар Камитов.
Сам Бауыржан Бигалиев во время судебных прений заявил, что сожалеет о случившемся, однако виновным себя не считает.