Почему в уходящем году произошёл столь резкий скачок цен на продукты, сотовую связи и такси, рассказал первый зампред антимонопольного органа Рустам Ахметов, передает Paryz.kz со ссылкой на сайт Агентства по защите и развитию конкуренции.
По его словам, из продуктов питания в основном подорожали импортируемые. В мире рост цен на продовольствие составил в среднем 35%, в том числе в Казахстане – 21,3%.
К примеру, 58% сахара на казахстанском рынке ввозят из-за рубежа. Четыре действующих в стране сахарных завода также зависят от поставок сахарного тростника. При этом в 2022 году соседние страны ввели ограничения на экспорт сахара.
"К тому же, эти заводы сильно закредитованы, у них не хватает оборотных средств. Единственный поставщик, который снабдил их кредитными средствами, сейчас занимает 90% оптового рынка реализации сахара и является крупным монополистом, который продаёт сахар другим посредникам и торговым сетям. Мы проводили расследования по его влиянию на стоимость, где обнаружено завышенное ценообразование. По данному вопросу будем принимать меры реагирования", – сказал Рустам Ахметов.
Для решения проблемы агентство предлагает продавать сахар на товарной бирже. Правительство планирует обеспечить заводы оборотными средствами от социально-предпринимательских корпораций и торговых сетей, что позволит стабилизировать ценообразования. Госорганы надеются, что благодаря этому в 2023 году таких скачков цен на сахар не будет.
"Нам надо акцентировать внимание на господдержку для увеличения объёмов выпуска продукции, а не снижения цен. Необходимо сокращать объёмы экономически неэффективных субсидий на удешевление продукции в сторону льготного кредитования на увеличение мощностей и объёмов производства. Потому что, как показывает практика, эффект от удешевления незначительный. При этом, когда страна обеспечена собственной продукцией, ценообразование более стабильно", – подчеркнул зампред агентства.
Он также отметил необходимость демонополизации рынка сотовой связи путём выделения сотовых операторов из состава "Казахтелекома" и изъятия неэффективно используемых частот с последующей их продажей через аукцион.
"Раньше, когда было четыре оператора, у казахстанцев был выбор тарифов. Сейчас же, когда есть две компании, выбор людей ограничен. Эту тенденцию необходимо изменить", – сказал замглавы антимонопольного органа.
Также, по его словам, агентство заинтересовалось тарифообразованием "Яндекс.Такси", ведётся расследование. Сервис взимает комиссию в 17-20% и повышает цены в период повышенного спроса – во время осадков и в праздники. Если окажется, что устанавливались монопольно-высокие цены, антимонопольный орган примет меры и добьётся снижения комиссии.
"В целом цифровизация рынка такси в любом бы случае привела к монополизации рынка, так как здесь маржинальность невысокая. Агрегаторы зарабатывают на увеличении объемов услуг. С другой стороны, чем выше спрос на услуги агрегатора, тем выше его цена. С этим связано и увеличение тарифов. При этом, на данном рынке есть конкуренция. Помимо "Яндекс. Такси" есть InDriver, прочие агрегаторы и таксомоторные компании. Здесь уже решает клиент", – констатировал Рустам Ахметов.