Санкции из-за войны в Украине переориентировали экспорт России. И теперь недорогие российские продукты закупают и массово несут домой карагандинцы. Но что радует одних – других тревожит. Ведь к владельцам местных магазинов заходят все реже. Снижается спрос на продукты карагандинских производителей. Торговый рынок Караганды проживает передел? Редакция Paryz.kz попыталась разобраться.
Что происходит?
Российские предприниматели облюбовали Караганду и активно открывают (и расширяют) там свои филиалы. Среди них продуктовая сеть «Светофор»: 5 ее магазинов расположены во всех районах города, правда, один некоторое время назад закрылся по неизвестной причине.
По данным Forbes.ru, в 2009 году в России открылся первый магазин «Светофор», а через 11 лет, по итогам 2020 года, он стал самой быстрорастущей продуктовой сетью: выручка «Светофора» выросла почти на 39% – до 201 млрд рублей. Владельцы компании Валентина Шнайдер и ее сыновья Сергей и Андрей значатся в рейтинге Forbes «200 богатейших бизнесменов России — 2021» на 182 месте. До создания «Светофора» они занимались дистрибуцией пива и слабоалкогольных напитков, развивали сеть пивных магазинов «Напильник».
Фото: paryz.kz
Поисковик Google с локацией на Караганду выдает предприятие россиян Шнайдеров исключительно как «Светофор, магазины низких цен». Это объясняет популярность и целевую аудиторию сети. По словам администратора супермаркета, расположенного в центре Караганды, «пенсионеры, многодетные семьи, женщины, воспитывающие детей в одиночку», – самые активные покупатели. Закупаются в «Светофоре» и владельцы небольших магазинов из отдаленных сел.
Разрастается сеть Fix Price – торговых точек этого бренда в разных районах шахтерской столицы как минимум 15.
А недавно в Караганде открылись два совсем новых магазина российских продуктов.
К слову, россиянам на пятки наступают белорусы: их магазинов в Караганде 5.
Что говорят об этом карагандинцы?
Кто-то рассуждает о возможных причинах популярности российских магазинов.
«Европейцами создается куча блокировок, вводятся разные санкции. Ситуация особенно усугубилась в годы войны», — говорит Алексей М.
Другие ностальгически смакуют воспоминания о деликатесах из Украины.
«Мне нравилась продукция украинских производителей – колбасы, сыры. А конфеты Roshen - любимые в моей семье. Но с тех пор как началась украинско-российская война, эти товары исчезли с полок наших магазинов. Теперь приходится покупать российскую и белорусскую продукцию», — сокрушается Гульнара М.
Третьи идут в ногу с казахстанской многовекторностью.
«Несмотря на нестабильную политическую обстановку, я склоняюсь к тому, что Казахстан сохраняет дружеские отношения со всеми странами. Я одинаково равно отношусь к украинским, российским и белорусским производителям», — заявляет Екатерина К.
А кто-то просто радуется доступным ценам.
«У меня семья из 6 человек. Муж – шахтер. Это дешевле, чем закупаться в других торговых точках. Мне все товары по карману», — делится мнением Ольга М.
Читайте также: Молочные реки, кисельные берега. Как Казахстан пытается добиться успеха в отрасли с кучей проблем
А как с конкуренцией справляются карагандинские торговцы?
Оксана М., предпринимательница, хозяйка небольшого магазина, выдает сходу: своей продукцией россияне «заполонили карагандинский рынок». Конкуренцию с ними Оксана проигрывает. По ее оценке, выручка в магазине упала в 1,5 раза.
«Люди отовариваются в дешевых российских магазинах, а у меня нет возможности оплачивать работу продавцов, поэтому вынуждена сама стоять за прилавком», — говорит Оксана.
При этом, уверена она, вместе с ней убытки терпят и карагандинские производители.
«Иной раз предлагаешь товары местного производства – колбасы «Арыстан», «Кулагер», которые ни в чем не уступают по вкусу, а их не хотят брать. Хочется, чтобы люди больше ориентировались на карагандинских производителей, ведь мы поддержим своих отечественных предпринимателей», — заключает Оксана.
Фото: instagram.com/kolbasasirdostavka
Что в итоге?
Поддержкой и защитой местных бизнесменов занимаются в Палате предпринимателей Караганды: там видят «условия усиленной конкуренции с иностранными компаниями». Правда, тут же отмечают, что эти иностранные компании «считаются инвесторами». Потому защитить от них невозможно. Можно только попытаться научить эффективноконкурировать.
Чему конкретно обучают и как помогают в Палате предпринимателей Караганды?
1. Семинарами и тренингами по эффективной конкуренции на рынке.
2. Консультационной поддержкой по ведению бизнеса, маркетингу, юридическим аспектам.
3. Льготными кредитами и грантами.
4. Программами субсидирования и налоговыми льготами (для компаний-производителей).
5. Акциями и выставками для популяризации казахстанских товаров.
6. Контролем соблюдения антимонопольного законодательства и мерами в случае недобросовестной конкуренции.
7. Программами по развитию стартапов и малого бизнеса.
8. Упрощением процедур регистрации и лицензирования бизнеса.
9. Разработкой законов, направленных на создание равных условий для всех участников рынка.
«Мы уверены, что предпринимаемые нами меры помогут казахстанским предпринимателям успешно конкурировать с иностранными компаниями и развивать свой бизнес», — заверили в Палате предпринимателей Караганды.
Ну а как будет на самом деле – покажет время.