Прямая трансляция

Астана

Астана

8°C

Молочные реки, кисельные берега. Как Казахстан пытается добиться успеха в отрасли с кучей проблем

Молочную промышленность Казахстана штормит. Перерабатывающие предприятия не хотят закупать молоко, при этом закупочные цены уже снизились до 150-160 тенге. Живое молоко проигрывает конкуренцию дешевому сухому аналогу, его импорт из России в Казахстан вырос в 6 раз за пять лет. Тем временем президент Касым-Жомарт Токаев поручил развить переработку сельхозпродукции, доведя ее долю до 70% от выпускаемого сырья. Как добиться результата при куче проблем — попробовал разобраться Paryz.kz.

Молочные реки, кисельные берега. Как Казахстан пытается добиться успеха в отрасли с кучей проблем
Фото: Pixabay.com

Что случилось?

Молочная отрасль переживает кризис. В чем беда – рассказал Айдарбек Ходжаназаров, мажилисмен, а до депутатского мандата – глава агрокомпаний. По его словам, отечественным производителям не нужно молоко казахстанских фермеров. Например, заводы в Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях остановили закуп сырья. Росту спроса не помогло даже снижение закупочных цен с 250 до 150-160 тенге. Причина, как объяснил депутат, в дешевом сухом продукте.

«Покупая сухое молоко по тысяче тенге, литр восстановленного молока выходит по 120 тенге. Как настоящему живому и здоровому молоку конкурировать с сухим молоком? За пять лет импорт сухого молока из России вырос в 6 раз! Только одно товарищество за месяц импортировало 190 тонн сухого молока, из которого можно получить 1500 тонн восстановленного молока. Этим подходом мы уже обанкротили ряд предприятий и кормим соседнее государство», — возмутился Ходжаназаров на правчасе в мажилисе 24 июня.

Дорогое и плохое?

Своим анализом рынка молочных продуктов поделился Андрей Гриценко, гендиректор ТОО «Eurasian Milk» в Северо-Казахстанской области – крупнейшего в Казахстане предприятия по производству сыров.

«Мировые цены на молоко базисной жирности составляют 185 тенге с НДС за сорт «экстра». У нас значительно выше. Указанная стоимость позволяет контролировать наш рынок производителям из других стран, включая Беларусь, Россию и Украину», — сказал Гриценко.

«Eurasian Milk» сейчас инвестирует в новый завод по производству сыров. Мощность переработки молока там составит 120 тыс тонн в год. Объемы приличные. Но тревожит Гриценко не только цена, оставляет желать лучшего и качество молока. 

«Переработка молока неразрывно связана с фермами. В сравнении с соседними странами мы имеем относительно мелкие фермы и, как следствие, ряд больших проблем. Это низкая эффективность работы ферм, высокая себестоимость молока, низкое качество молока, часто вызванное плохой гигиеной, доением и хранением молока, загрязнение молока технологически вредными или нехарактерными микроорганизмами, низкое содержание белка», — говорит он.

С Гриценко согласен Нургалым Кенжебек, эксперт Центра отраслевого анализа АО «Институт экономических исследований».

«В Казахстане наблюдается нехватка отечественного молока в качестве сырья, поскольку 62,3% всего объема молока в стране производится личными подсобными хозяйствами (ЛПХ). Молоко, производимое в ЛПХ, часто не соответствует требованиям производителей молока из-за низкого качества и нестабильных объемов, особенно в зимний период», — отмечает Кенжебек и приводит данные Бюро статистики за январь-май 2024 года: численность коров молочного направления на сельскохозяйственных предприятиях составила 129 054 голов, а в крестьянских или фермерских хозяйствах – 835 593.

Спасти рядового фермера

Что молочную отрасль нужно спасать — еще в мае заявил мажилисмен Нуржан Ашимбетов. Свой депутатский запрос он тогда адресовал премьер-министру Олжасу Бектенову.

Ашимбетов напомнил, что Казахстан вливает в развитие молочной отрасли большие деньги. Это инвестпроект по строительству сотни ферм – на него из республиканского бюджета выделено 100 млрд тенге, это проекты животноводства по программе «Ауыл аманаты» – там еще 100 млрд.

Но, по словам мажилисмена, участники этих проектов жалуются: на молоко нет спроса. Ашимбетов привел два примера. В Павлодарской области перерабатывающие предприятия отказываются принимать продукт у фермы, из-за этого она вынуждена остановить завоз скота из Европы, а в Северо-Казахстанской области владельцы мелких ферм вообще выливают молоко на улицу.  

Фото: pixabay.com

«В торговых сетях идет большой наплыв импортной продукции, особенно от наших партнеров из ЕАЭС – России и Беларуси, продукция которых попала под санкции на европейском рынке. Чтобы завоевать казахстанский рынок, предприятия из соседних стран легко идут на демпинг. В результате отечественные компании остаются без средств, молочная отрасль несет убытки», — заявил Ашимбетов.

Что делать? Мнение мажилисмена Ходжаназарова

По словам депутата, нужно усилить защиту внутреннего рынка.

«Сегодня потенциал министерства торговли в области технического регулирования не используется в полной мере. Только за прошлый год Россельхознадзором введено 22 ограничения в отношении 15 казахстанских товаропроизводителей. А наше министерство ограничило 8 российских предприятий. Счет 22:8. Можно сказать, какая боль!» — сыронизировал Ходжаназаров.

Он также уверен, что чиновники должны разработать меры комплексной поддержки экспорта казахстанской сельхозпродукции. По примеру России. Там с прошлого года компенсируют до 50% транспортных расходов, а планируют увеличить это возмещение до 100%; сокращаются со 180 до 90 дней сроки возврата НДС.

«А что происходит у нас? Только по невыплаченным НДС, то есть замороженным деньгам, 600 млрд тенге оборотных средств бизнеса», — констатирует депутат.

Что еще делать? Мнение бизнесмена Гриценко

Гендиректор ТОО «Eurasian Milk» Андрей Гриценко считает, что стоимость кредитования должна быть конкурентной.

«Текущие ставки слишком высоки. Субсидирование ставки позиционируется как помощь со стороны государства, однако это не так. Ставка для приоритетных отраслей должна быть сразу конкурентной со странами-импортерами, тогда не надо ее субсидировать. Например, в России текущая стоимость всего 2%», — говорит бизнесмен.

По его словам, также нужно активнее использовать инвестиционное субсидирование. При этом финансирование должно быть неизменным и выполняться в течение 7-10 лет.

«Недопустимы задержки выплат, потому что невозможно жить в краткосрочном планировании, это не дает привлечь серьезные инвестиции в отрасль, развить и вывести на рынок конкурентную торговую марку, закрепить на рынке казахстанскую продукцию. Государство получит больший экономический эффект от запущенного производства, чем сэкономит на субсидиях при его строительстве. На примере нашей компании – мы в труднейших условиях вложили 40 млн долларов в строительство нового завода, при этом в виде субсидий мы получили чуть более 1 млн долларов. Так работать можно, раз мы работаем, но мы могли бы развиться в два раза быстрее с инвестиционным субсидированием», — отмечает Гриценко.

Вся проблема в деньгах

Айдарбек Ходжаназаров (справа). Фото: parlam.kz

«Текущие условия финансирования не позволяют нам производить такие товары, как например, твердые сыры. Технологические требования для производства сыра предусматривают созревание более чем 6 месяцев, а это заморозка оборотных средств на полгода. И это касается любого производства, любой переработки. Не имея длинных мягких кредитов, невозможно идти в сторону переработки. За это время начисляются проценты от кредитов, налоги, заработные платы, а потом мы удивляемся, почему у нас импортная продукция. Фермеры хотят, но они не могут себе позволить производить и в то же время замораживать средства. Правительство должно предоставить четкие предложения по поддержке переработки», — настаивает мажилисмен Айдарбек Ходжаназаров.

А что говорят в Минсельхозе?

Чиновники, как водится, показывают статистику, и статистика эта устойчиво растет: «В натуральном выражении увеличилось производство: обработанного молока на 2,9% (с 582 тыс тонн до 598,7 тыс тонн), сливочного масла на 18,6% (с 26,3 до 31,1 тыс тонн), сыра и творога на 10,5% (с 39,7 до 43,8 тыс тонн)».

Эти данные представил глава Минсельхоза Айдарбек Сапаров на правчасе в мажилисе 24 июня. Впрочем, и проблем в отрасли он отрицать не стал. Одна из них - недостаточность и дороговизна сырья. В ведомстве будут бороться с ней, поставив крест на хронических приписках!

«Хотя согласно статистике, сырья в животноводстве достаточно, мы понимаем, что данные не соответствуют реальному положению дел. К примеру, ежегодно, по данным официальной статистики, производится порядка 6,5 млн тонн молока, при этом на 180 предприятиях перерабатывается всего 2,1 млн тонн. Парадокс: как при наличии такого объема молока, имеется нехватка сырья для переработки? Данный факт объясняется наличием многолетней практики искажения статических данных, как в животноводстве, так и в растениеводстве», — сказал министр.

По его словам, для актуализации статданных создана специальная рабочая группа. 

«В результате проведенной работы комиссией будет списано 2 млн голов скота и 3 млн тонн молока. Релевантные данные позволят улучшить качество планирования и принятие решений по регулированию внутреннего рынка», — заверил глава МСХ.

Фото: pixabay.com

Что касается высокой доли импорта, то она приходится на сухое молоко, сливки, сливочное масло, сыры и творог.

«Помимо давящего дешевого импорта, мы видим собственную высокую себестоимость готовой продукции. Возьмем для примера сливочное масло. Себестоимость казахстанского масла порядка 3100 тенге за кг. При этом средняя цена импорта, по данным статистики, 1800-2300 тенге за кг. Конечно, здесь вопрос и в технических регламентах, и в неосведомленности потребителя о составе и качестве продукции, но такая конкуренция негативно сказывается на внутреннем производстве. Для решения вопроса низкокачественных продуктов необходима поддержка ответственных государственных органов. Также требуется большая разъяснительная работа с населением: о разнице между спредом и сливочным маслом, сыром и сырным продуктом и по всем другим позициям», — считает министр.

Кто виноват и есть ли свет в конце тоннеля

Нургалым Кенжебек, эксперт Центра отраслевого анализа АО «Институт экономических исследований», приводит цифры: на 1 января 2021 года объем импортированных из России товаров молочной продукции составил 3,660.9 тонн, а на 1 января 2024 года этот объем вырос до 4,756.8 тонн. За этот период наблюдается увеличение объема импорта на 29.9%.

«Из-за экономической ситуации в соседней России на внутренний рынок поступали дешевые импортные товары и сырье, что приводило к снижению цен на отечественные товары. Это, конечно, привело к серьезным трудностям для многих фермеров на внутреннем рынке. Ответственным за эту ситуацию является правительство Казахстана, в частности министерства сельского хозяйства, торговли и интеграции. В связи с произошедшими обстоятельствами должны были быть разработаны программы по поддержке отечественного рынка и соответствующие меры», — говорит Кенжебек.

Спасением, по его мнению, могут стать меры по поддержке отечественного рынка.

«Министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров на заседании мажилиса парламента отметил запланированную последовательность мероприятий по данному вопросу. В случае использования производителями молочной продукции импортного сырья, она будет исключена из субсидий. С экспертной точки зрения такое решение является наиболее разумным на текущий момент. Поскольку государство предусматривает производителям обширную поддержку, возникает выбор между импортным сырьем и государственной поддержкой. Учитывая современное состояние рынка, вероятнее всего, производители выберут государственную поддержку, что поможет снизить спрос на импортное сырье», — полагает эксперт.