Прямая трансляция

Астана

Астана

-1.03°C

АЭС, БРИКС, транзит и война. О чем поговорят Токаев и Путин в Астане? 

Президент России Владимир Путин посетит Казахстан 27 ноября. Известно, что к его приезду «готовятся десятки документов». По просьбе редакции Paryz.kz эксперты рассказали о том, что вероятнее всего будет в фокусе внимания лидеров Казахстана и России, какие темы могут быть неудобными и почему этот визит одинаково важен и для Астаны, и для Москвы.  

АЭС, БРИКС, транзит и война. О чем поговорят Токаев и Путин в Астане? 
Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев. Фото © Sputnik / Алексей Никольский

Политолог Талгат Калиев объясняет, что предстоящий приезд в Астану Владимира Путина – это государственный визит самого высокого уровня. Его итогом станут «значимые соглашения, предполагающие масштабное сотрудничество». 

«В дипломатической практике эти визиты прорабатываются заранее, все потенциальные документы, которые будут подписаны, темы для переговоров, это все уже согласовано. Я думаю, что с этой точки зрения неудобных вопросов, наверное, быть не может. В целом повестка для обоих лидеров принципиально ясна. Какие-либо корректировки вряд ли возможны. Разве что может быть обсуждение каких-то новых вопросов в связи с изменением геополитической ситуации, с изменением каких-то текущих вводных, но они не могут повлиять на содержание документов, которые готовились к подписанию месяцами, со всех сторон прорабатывались», - сказал Калиев. 

Он предполагает, что в фокусе внимания российского лидера будут образование и гуманитарная сфера, пограничное сотрудничество и безопасность, экономика и энергетика. 

«Я думаю, что будет обсуждаться вопрос строительства АЭС. Но эта тема достаточно продолжительная, поскольку будут приниматься разные решения: определяться участники консорциума, утверждаться технологии, это проектная документация, начиная с разработки самого потенциального проекта. Это достаточно продолжительный процесс, и вопрос АЭС точно не будет решен в рамках одного визита», - считает политолог.

Мнение Калиева дополняет финансовый эксперт Расул Рысмамбетов. 

«Я думаю, что президент России, во-первых, будет говорить про АЭС: скажет, что «Росатом» может построить. Совсем не зря глава «Росатома» заходил к премьер-министру Казахстана (Олжас Бектенов и гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев обсудили сотрудничество 14 ноября. – Прим. Ред.). Вероятнее всего, вторым вопросом будет БРИКС, возможность формирования какой-то другой финансовой системы, вне SWIFT, формирования, может быть, общей валюты. Я полагаю, что Владимир Владимирович будет рекламировать у нас БРИКС. Почему БРИКС важен для России? Потому что на фоне санкций хочется не иметь ограничений в торговле, хочется больших торговых партнеров. А кто больше Китая и Бразилии? Никто, наверное. Поэтому, думаю, российский президент будет рекламировать БРИКС, говорить, что Казахстан должен зайти туда хотя бы в статусе наблюдателя. О чем еще будет говорить? О коридоре Север-Юг, Россия – Центральная Азия – Афганистан и другие страны, может, Иран. Сухопутный коридор будет обязательно обсужден», - отметил Рысмамбетов. 

Он высказался о Казахстане в БРИКС. По его мнению, Астане спешить туда не надо. 

«Я не БРИКС-скептик. Но практически все эти миллиардеры из БРИКС - китайские, бразильские, российские – они рано или поздно переезжают в США, в Великобританию, в Швейцарию, поэтому надо понять, насколько БРИКС это БРИКС. Может, это еще один инструмент экономической колонизации, неважно, кого - Казахстана, России, Китая. Поэтому давайте мы посмотрим, повременим. Вступать туда, честно говоря, достаточно сложно - идет «горячая фаза» войны в Украине, есть противостояние большое, и это «слон» в комнате, о котором обязательно надо говорить. Кончится война - будут ослабляться санкции, пожалуйста, будет нормально. А статус наблюдателя мы себе сейчас позволить можем. У нас экономика не такая гигантская, чтобы успех БРИКС зависел от нас. Против Ирана уже 44 года санкции, конечно, страна не обрушилась, но им достаточно сложно развиваться. Возьмем Российскую Федерацию, она с Ираном не сотрудничала, с Северной Кореей не сотрудничала. Да, меняется мировая архитектура, но не хотелось бы из одного здания в другое переходить: мы сами по себе здание. Поэтому нейтральный статус нас вполне устраивает», - сказал финансовый эксперт. 

Впрочем, по мнению политолога Талгата Калиева, лидеры Казахстана и России вообще не обмолвятся о БРИКС. Еще 16 октября советник и пресс-секретарь президента Казахстана Берик Уали озвучил официальную позицию Астаны относительно этого объединения, и возвращение к теме снова будет моветоном. 

«Внешняя политика является одним из главных направлений суверенитета государства. Казахстан обозначил свою позицию. В дипломатической практике это повторно обсуждать не принято», - заверил Калиев. 

Он предполагает, что из-за эскалации ситуации вокруг Украины будет «усиление мер безопасности в рамках самого визита». Политолог также не исключает, что Касым-Жомарт Токаев в очередной раз продемонстрирует миротворческий потенциал Астаны. 

«Возможно, будет какое-то обсуждение (российско-украинского военного конфликта) на уровне доверия лидеров двух стран: прогнозы, планы. Эта тема достаточно чувствительная и деликатная. Я не думаю, что президент Казахстана будет поднимать этот вопрос. Может быть, только с точки зрения готовности Казахстана выступить посредником или предоставить площадку для проведения переговоров и мирного урегулирования. Этой позиции мы будем придерживаться постоянно», - отметил Калиев. 

В то же время финансовый эксперт Расул Рысмамбетов называет другую чувствительную тему для Казахстана. 

«Это транзит, конечно. Россияне в силу военных действий в Украине испытывают сложности: вагонов не хватает, даже машинистов не хватает. Поэтому наш транзит в Европу страдает. Белорусы оставили нам один КПП, через который мы можем получать и отправлять грузы, это для нас сложно. А мы китайские грузы легко отправляем через нас в Россию, в Беларусь. Россия и Беларусь лишние сложности нам создают, а этого не нужно делать, потому что торговля – это торговля», - подчеркивает Рысмамбетов. 

Поэтому предстоящий визит Владимира Путина в равной степени важен и Астане, и Москве. 

«У нас между двумя странами самая продолжительная в мире сухопутная граница. Россия является нашим крупнейшим торговым партнером. Россия для нас открыла Европу, мы для России - окно в Азию. Поэтому мы взаимосвязаны и взаимозависимы. Эта встреча важна для обеих стран, для экономик двух стран. Сотрудничество нуждается в постоянной корректировке в условиях быстро меняющейся реальности», - заключил политолог Талгат Калиев.