Как будем жить после пандемии?

На внеочередном XX съезде партии Nur Otan президент страны Касым-Жомарт Токаев представил, наверное, самый важный стратегический план 2020 года - предвыборную программу партии «Путь перемен: Достойную жизнь каждому!», считает политический обозреватель Андрей Зубов.

Как будем жить после пандемии?
Касым-Жомарт Токаев. Фото: аkorda.kz

Программа рассчитана на пять лет. По словам главы государства, это «детально просчитанный, реалистичный документ». Реалистичной программу можно назвать потому, что строилась она на наказах, поступивших от общественности.

Напомним, что во время прошедших праймериз было собрано свыше 20 000 предложений граждан, которые вошли в предвыборные программы кандидатов от партии на предстоящие выборы в мажилис парламента и маслихаты.

«Несмотря на сложности в экономике, «Nur Otan» вместе с правительством планирует мобилизовать на реализацию программы в течение следующей пятилетки 21 триллион тенге», - сказал К.Токаев.

В этой статье я предлагаю рассмотреть, куда конкретно будут направлены эти большие средства, но перед этим – небольшой экскурс по странам мира.

Политический обозреватель Андрей Зубов

Как Covid-19 обрушил глобальную экономику

По подсчетам МВФ, потери глобального ВВП в результате пандемии к 2025 году достигнут 28 триллионов долларов. Это больше, чем потеряла мировая экономика в результате Второй мировой войны. По прогнозам Всемирного банка, в этом году экономику планеты ждет «сжатие» на 5,2%.

Сильнее всего пострадали развитые страны. Так, потери экономики США уже оцениваются в 16 триллионов долларов. Почти 50% от этой суммы связаны с сокращением ВНП из-за приостановки деятельности в некоторых секторах американской экономики.

В странах ЕС прогнозируется спад на 4,7%. Особенно тяжко придется Германии. Только один нынешний локдаун, который действует в ФРГ в течение месяца, начиная со 2 ноября, обошелся экономике страны, по данным издания Welt am Sonntag, примерно в 19,3 миллиарда евро.

Воздействие пандемии приведет в 2020 году к спаду экономической активности в странах Латинской Америки на 7,2%, Южной Азии – на 2,7%, Африки – на 2,8%.

Государство и коронавирус

И вот какая характерная тенденция: те страны, где в экономике сильно присутствие государства, переносят «коронавирусные» шоки легче, чем государства с явной рыночной структурой и преобладанием частного капитала.

Дело в том, что в первом случае (например, в Казахстане) государство, как главный экономический игрок, берет на себя тяжесть борьбы с кризисом, выполняя при этом все социальные обязательства перед населением. Этот важный аспект подчеркнул председатель партии Nur Otan Нурсултан Назарбаев.

«Без поддержки государства сейчас мы могли бы не устоять. МСБ оказана колоссальная помощь. Поддержано население, которое пострадало, разные слои населения были поддержаны.

Это не говорит о том, что мы сворачиваем курс рыночной экономики и строительство демократического государства. Но время говорит о том, что мы должны скорее выйти из этого состояния. Поэтому роль государства сейчас возрастает, мы это должны видеть», - отметил Елбасы и добавил, что сегодня правительством уже разработан план антикризисных мер, и никто не останется с проблемами один на один.

Эту же мысль продолжил президент, добавив, что «главная задача – обеспечить достойное качество жизни граждан своих государств, и наше правительство стремится достичь этой фундаментальной цели».

Кризис - лучшее время для реформ

Эту парадоксальную, на первый взгляд, мысль высказал экономист Ицхак Адизес. В далеком уже 2008 году я брал у него интервью и спросил, как миру нужно выходить из тогдашнего кризиса.

«Займитесь уборкой! – воскликнул всемирно известный бизнес-консультант. - Выбросьте все старое и постройте новое. Кризис - самое лучшее время для возведения нового дома».

Сегодня Казахстан всерьез намерен применить эту теорию «кризисных возможностей» в жизнь. Об этом и сказал К.Токаев, представляя на ХХ съезде партии Nur Otan предвыборную программу.

«Фокус усилий будет направлен на достижение роста экономики в основном за счет жесткой, но сбалансированной макроэкономической политики, поддержки частного сектора и выполнения социальных обязательств перед гражданами», - отметил президент.

Что означает такая стратегия? Во-первых, строгий контроль за расходами бюджета; во-вторых, отмену неэффективных льгот и субсидий, в-третьих, сохранение низкой инфляции и свободного курса тенге.

Разумеется, выполнение этих целей потребует оптимизацию многих бюджетных расходов. К слову говоря, нынешний кризис как бы подсказывает, что, где и как можно сократить. Так мы убедились, что многие дорогостоящие мероприятия, многие виды деятельности можно запросто перевести в онлайн. При этом некоторые «придатки» раздутых квазигосударственных структур отпали сами по себе и никто, по большому счету, не горевал и не горюет из-за их самоликвидации.

IT, туризм, агропром

Пандемия заставила взглянуть на многие привычные вещи по-новому. Так, из-за закрытия границ многими государствами в 2020 году, в Казахстане буквально расцвел внутренний туризм. Те, кто побывал в этом году на Алаколе, в Боровом, на Каспии, подтвердят, что наплыв желающих отдохнуть у себя на родине был просто колоссальным.

Скорее всего, то же самое повторится и в будущем сезоне. Поэтому государство просто обязано поддержать отечественную туриндустрию. Даже не деньгами, а налоговыми преференциями: льготами по КПН, налогу на имущество, земельному налогу и так далее.

То же самое касается и информационных технологий – во время карантинных ограничений они стали доминировать в сфере услуг и обучения.

Именно поэтому президент выдвинул следующий тезис: «Следует по-настоящему сделать приоритетными новые для нас направления – IT-сферу и туризм. Вместе они дадут нам около 300 тысяч новых рабочих мест».

Теперь этот тезис нужно превратить в реальные проекты и законы – это уже дело правительства и нового парламента.

Отдельно президент остановился на развитии агропрома, вернее, на новой модели его развития. Согласно Программы на 2021-2025 годы, в РК будут созданы семь крупных экосистем по производству и переработке сельхозпродукции с вовлечением 350 тысяч фермерских и домашних хозяйств. Предполагается освоить более 600 тысяч гектаров новых орошаемых земель. К 2025 году объем валовой продукции сельского хозяйства увеличится на треть, а объем экспорта – в 2 раза.

Кстати говоря, АПК страны уже показал рост на 5% за шесть месяцев нынешнего года. Отчасти это связано с хорошими урожаями (помните, как государство помогло крестьянам Туркестанской области продать невиданный урожай капусты?), отчасти из-за карантинных ограничений поставок сельхозпродукции из КНР в начале года (нашим аграриям пришлось срочно перекрывать дефицит).

МСБ, дороги, интернет

Отдельной статьей расходов по антикризисной программе станет поддержка малого и среднего бизнеса. По планам за четыре года МСБ страны даст работу 4 миллионам казахстанцев. При этом планируется, что малый и средний бизнес обеспечит до 35% ВВП.

Уже сегодня около 700 тысяч бизнесменов освобождены от уплат в бюджет на сумму больше триллиона тенге. Для производителей сельскохозяйственной продукции ставка земельного налога также снижена до нуля. Но, как говорится, «дальше будет больше». За четыре года 50 тысяч казахстанцев (в первую очередь - на селе) получат микрокредиты для открытия собственного бизнеса.

Разумеется, потребуется расширение инфраструктуры. Для этого к 246 крупным населенным пунктам, где проживает 900 тысяч человек, будет проведен природный газ. Продолжится строительство дорог.

По словам президента «будут отремонтированы дороги до каждого села, то есть 27 тысяч километров». Областные центры и города республиканского значения будут обеспечены высокоскоростным 5G интернетом. Кроме того, такая же возможность появится и у 99% сел.

Вот, вкратце, только некоторые аспекты предвыборной программы «Путь перемен: Достойную жизнь каждому!», реализация которой позволит обеспечить к 2025 году ежегодные темпы роста на уровне более 5%. 

В этом кратком обзоре мы не затронули такие важные темы, как: адресная социальная помощь; поддержка женщин и молодежи; развитие спорта и медицины, науки и образования; вопросы регионального развития; модернизация госуправления и так далее. В одной статье все охватить невозможно, поэтому оставим эти важные темы для следующих материалов.