Геополитический хаос: сможет ли Россия поставить Казахстан на колени?

Геополитика, международные отношения, логистика, транспортные коридоры – эти слова уже перекочевали из выступлений политиков внашу повседневность. Что заставило граждан пересмотреть свои информационные пристрастия и на своих кухнях обсуждать не новости шоу-бизнеса, а, к примеру, визиты президента в соседние страны и переговоры на высшем государственном уровне? Своими размышлениями на эту тему с поделился политолог Досым Сатпаев пишет Рaryz.kz со ссылкой на ulysmedia.kz.

Геополитический хаос: сможет ли Россия поставить Казахстан на колени?
Коллаж Ulysmedia

Некоторые эксперты утверждают, что дипломатический коридор, по которому движется Казахстан, слишком узкий и не позволит маневрировать.

- С началом войны на Украине Казахстан оказался на очень опасной и бурной территории геополитического хаоса. Все мы ощутили дефицит безопасности как на глобальном, так и на региональном уровне. Дело в том, что наша внешняя политика очень долго держалась на шатком фундаменте и мы мало что могли решать самостоятельно. Сейчас внешняя политика Казахстана определённо требует какого-то апгрейда, серьезных изменений и модернизации. С одной стороны, понятно, мы должны сохранить многовекторность, но, на мой взгляд, классический формат казахстанской многовекторностизавершился ещё в 2014 году.

Всё началось с Крыма? 

- Да, но помимо этого, есть ещё один ошибочный проект, который был инициирован самим Казахстаном - Евразийский экономический союз. Последствия вступления в ЕАЭС и завели нас в тот узкий коридор, о котором сейчас говорят политики. А ещё площадку для маневрирования сократило членство в ОДКБ. И сегодня воюющая Россия - наш главный партнёр в экономическом и военном направлении. Я думаю, что пора провести ревизию всех ранее подписанных контрактов и добиться, чтобы они всё-таки отвечали национальным интересам Казахстана. При Назарбаеве внешняя политика Казахстана была частью его личной пиар-компании, его стремились представить, как главного интегратора и миротворца. А в результате завели Казахстан в ловушку, из которой сейчас оченьтрудно выбраться.

Представим, вас услышат и проведут аудит соглашений и договорённостей. Можно допустить, что будет доказана неэффективность интеграции с Россией, как вы думаете, хватит ли политической воли выйти из ОДКБ и ЕАЭС? 

- В 2014 году мы говорили о том, что вступление в ЕАЭС будет легким, а выйти из этого союза будет очень сложно. Давайте не будем забывать, что конфликт России с Украиной начался как раз после того, как Незалежная отказалась вступать в ЕАЭС и выбрала европейский путь. Очевидно же, что сейчас попытку Казахстана выйти из ОДКБ и ЕАЭС, Россия воспримет как враждебное поведение. Теперь вы понимаете, почему Токаев хочет убедить Путина в том, что Казахстан из союзов не выйдет.

То есть, вы считаете, что власти Казахстана боятся вступать воткрытую конфронтацию с Россией и действуют по правилам восточной дипломатии?

- Это очевидно требование времени, которое диктуетнеобходимость применения дипломатической гибкости. В одной из статей договора о создании экономического союза прописано, что «ЕАЭС основывается на взаимовыгодном сотрудничестве, равенстве, учёте национальных интересов сторон». Так что ситуация не такая уж и безнадёжная - Казахстан может ссылаясь на этот пункт договора защищать свои интересы. Тем более, мы видим, что большинство договоров по ЕАЭС нарушает сама Россия.

По этому поводу было много споров, но Россия в них не участвовала и всегда действовала только в своих интересах.

- Вспомните, на Украине началась война и Россия в одностороннем порядке решила ввести запрет на вывоз за границу пшеницы и сахара. Это лишь один пример того, как одна из стран-членов ЕАЭС нарушает свой же договор. А почему Казахстан не придерживается позиции, что если РФ не соблюдает условия союза, то он нам тоже не нужен или невыгоден? Если Токаев больше устраивает дипломатия, то ему всё равно придётся более решительно защищать интересы Казахстана внутри ЕАЭС и прислушиваться к жалобам казахстанского бизнеса. Не будем лукавить - при подписании договора о Таможенном союзе, а затем и ЕАЭС, власти страны сделали политический шаг, но при этомпроигнорировали экономические интересы своего народа.

По вашим словам, ситуация выглядит безнадежной.

- Куда ЕАЭС завёл Казахстан? Помните статью экономистаТолегена Аскарова «ЕАЭС: чемодан без рук»? Он приводит данные о том, что отрицательное сальдо взаимной торговли Казахстана со странами-членами Союза выросло на 45%. То есть мы импортировали больше, чем экспортировали. Это прошлогодняя статистика, а в целом с начала работы ЕАЭС отрицательное сальдо - около 20 млрд долларов США. То есть, мы открыли рынок для российской и белорусской продукции и потеряли 20 млрд долларов США. В то же время для предпринимателей Казахстана были введены ограничения на продажу товаров, ввозимых в Россию. Есть ещё одна сторона медали - мы оказались не готовы к конкуренции. Мы не производим ничего серьёзного - только экспортируем сырье и покупаем готовую продукцию. Следовательно, ЕАЭС оказался не только экономически неудачным проектом, но и геополитически опасным для Казахстана.

30 лет Казахстан отдавал приоритет России в интеграции с другими странами. В современных условиях сможем ли мы переориентироваться и наладить экономические связи с другими странами?

- Неизвестно, сколько лет будут действовать санкций в отношении России. Учитывая это, с экономической точки зрения РФ – это страна, которая может генерировать различные риски, в том числе и угрозу вторичных санкций. Первый пример – узбекская компания, которая попала под прессинг США. Это очень опасный знак. Поэтому, когда речь идет о санкциях, властям Казахстана нужно быть очень осторожными, чтобы не подвергать государство опасности.

То есть вы хотите сказать, что геоэкономическая ситуация требует пересмотра модели внешней политики?

- Внешняя и экономическая политика Казахстана должны строиться на основе антикризисного менеджмента. Мы должны оперативно реагировать на любые негативные изменения, учитывая при этом свои национальные интересы. Уже не получится быть только наблюдателем, нужно учиться озвучивать свои инициативы. Антироссийские санкции создают определённые экономические трудности, но и открывают новые возможности для Казахстана. 

В последнее время мы только и говорим о транспортной логистике, диверсификации и интеграции. Но пока это толькослова.

- Этим заняться нужно было ещё лет 20-30 назад. Безусловно, в числе партнёров Казахстана должны попасть тюркские страны. К примеру, сейчас Турция делает всё для того, чтобы обойти Россию истать главным экономическим хабом в регионе. Я думаю, что в этом направлении Турция будет активно помогать Казахстану и другим тюркоязычным странам. Это только одна из возможных альтернатив.

Не стоит сбрасывать со счетов и Центральную Азию. Я уверен, что Казахстан и Узбекистан, как и Франция и Германия в Европейском союзе, могут стать ядром кооперации в ЦА. По сути, Казахстан и Узбекистан - самые активные государства в региональной интеграции.

К примеру, если Узбекистан начнёт строить железную дорогу для доступа к пакистанским портам, то и Казахстан должен активно в этом участвовать, чтобы получить альтернативный транспортный маршрут.К сожалению, сейчас всё это нужно делать в срочном авральном режиме, хотя можно было без спешки строить эти маршруты десятилетиями.

Так заманчиво это звучит, но почему мы до сих пор сырьевая страна, которая даже не может самостоятельно доставить своё сырьё до покупателя?

- Обратите внимание, что разговоры активизируются с появлением очередной проблемы на КТК. Кто ответит на закономерный вопрос, как так получилось, что мы вынуждены транспортировать нефть по одной трубе?  Почему отбросили маршрут Баку-Джейхан? Лично я считаюэто национальным преступлением или даже государственной изменой. Но время не вернуть, а пути выхода из этой ситуации всё равно нужно искать.

В противном случае в Казахстане придётся активно развивать нефтеперерабатывающую отрасль, выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью и продавать уже её не по трубопроводам, а через железнодорожные или танкерные перевозки. Будем надеяться, что геополитика поможет диверсифицировать экономику и заставит учиться перерабатывать сырьё.

Акорда отдаляется от Кремля? 

- Россия сама ото всех дистанцировалась и на постсоветской территории и от всего мира. Российская внешняя политика носит конфронтационный характер и преследуют свои цели. Вспомните саму информационную атаку против Казахстана. Сейчас Казахстан и Россия – это совершенно противоположные модели, у нас во главе угла - многовекторность внешней политики, у ближайшего соседа –конфронтация. Понятно, что они совершенно не совместимы, тем не менее Россия не скрывает, что страны-партнёры по ЕАЭС и ОДКБдолжны быть привязаны к её внешней политике. Но это противоречит национальным интересам Казахстана, и если мы пойдём на поводу, то скорее всего потеряем независимость. Поэтому нам необходимо доказать свою самостоятельность и добиться, что Запад не воспринимал Казахстан как марионетку России.

В каких сферах зависимость от РФ несёт риски?

- Возьмём военную сферу - если одно государство на уровне 80% зависит от другого с точки зрения вооружения и техники, то это означает, что военная безопасность государства находится под угрозой. И хотя военные действия в Украине показали, что российская военная техника и тактика безнадёжно устарели, Россия остаётся военной державой. Я надеюсь, Токаев понимает, что нужно диверсифицировать и военную отрасль, поэтому во время визита в Турцию подписал и военный договор. Мы должны вернуть многосекторную политику Казахстана на стратегические позиции – и налаживать связи с крупными игроками - США, Евросоюзом, Центральной Азией, Ираном, Китаем. Нам нужен геополитический баланс, который позволит Казахстану попасть на более широкую маневренную площадку.

Давайте поговорим о роли Китая в мировом экономическом сценарии. 

- ЦА для Китая очень важна, прежде всего, как регион - источник сырья. Благодаря ослаблению России растёт влияние Китая, хотя терять свою главенствующую роль в качестве экономического игрока в Центральной Азии она начала терять не вчера. И сегодня Китай уже закупает российское сырье по очень низким ценам. 

Во-вторых, для Китая страны Центральной Азии важны как транспортно-логистическая территория. Ведь когда речь идёт о сухопутных маршрутах, Китай отдает приоритет Казахстану. И далеко не случайно в 2013 году Си Цзинпин предложил план «Один пояс – один путь», для Китая Казахстан – это транзитный маршрут, который обходит Россию. 

Третий и очень важный момент - ЦА очень важна для Китая в плане безопасности. Чтобы минимизировать риски Китай ведёт себя очень осторожно, но компании этой страны уже ограничивают свои связи с Россией – боятся потерять рынки Европы и США.

Товарооборот Китая с США и европейскими странами превышает 1,5 трлн долларов США, а с Россией - всего 145 млрд долларов США...

- С экономической и прагматической точки зрения российский рынок тоже не стоит на месте и активно развивается. Но если Китай будет помогать России в обход санкций - это будет равносильно самоубийству в экономическом плане. Поэтому Китай всё жестремится показать, что в отношениях с Россией есть определённая экономическая дистанция. Китайские аналитики отметили, что нападение России на Украину спровоцировало не только формирование сильной нации украинцев, но и проложила путь к объединению западных стран. Действительно, в НАТО неожиданно решили вступить Швеция и Финляндия.

Тем не менее, фактов подтверждающих охлаждение отношений Китая и России не много.

- Да, на дипломатическом и официальном уровне Китай можетсказать, что он партнер, сосед и друг России, но на самом деле Китай со всеми применяет этот язык дипломатии. Однако, с точки зрения прагматизма, Китай всё равно держит дистанцию. В то же время, четко понимая, что соседняя страна ослабла в экономическом и военном отношении, продолжает усиливать на неё своё давление.

P. S. Пока мы готовили интервью Досыма Сатпаева к публикации, очередное заявление российского политика и министра обороны отправило международные российские отношения в топ новостей. 

“Наша страна опять будет большой и сильной. Опять будет Советский Союз, и никто никуда не уйдет”, - сказал Сергей Шойгу на праздновании 30-летия «независимости» Северной Осетии. 

Эти слова заставят задуматься о большой политике самых аполитичных граждан и не только на территории бывшего СССР.