Пожалуй, еще никогда современный мир, вся мировая цивилизация, и мы, казахтанцы, как часть этого глобального мира, не перживали подобного этапа своего развития, этапа сложного, противоречивого и даже весьма опасного.
Продолжается мировой финансовый и экономический кризис, обостряется ситуация в экологии, обретает угрозу неконтролируемая миграция. Дополняет, причем существенно, проблема, ставшая мировой, – это расширение ковидной эпидемии. Но, на мой взгляд,еще более опасна самая разрушительная угроза человечеству – это угроза антропологическая. Что это такое? Это уже даже не угроза – это мировоззренческая катастрофа, когда у человека исчезает всёчеловеческое: добродетель, толерантность, сострадание и совестливость. Пример – это ИГИЛ, это международный терроризм. Терроризм – это крайная мера и отчаянная форма непринятия одного мира другим.
Не подвергая, ни малейшему сомнению в необходимости жестких и даже бескомпромиссных силовых мер против проявления экстремизма все-таки важнейщим инструментом борьбы с этим злом является культура и только она. Ведь уничтожая членов бандформирования, их лидеров мы вырываем сорняки без корней. А на их место придут и вырастут новые. Эта истина становится всё более очевидной.
Механизм замещения терроризма культурой, цивилизационным диалогом будет способствовать формированию в сознании и сердце каждого человека установки духовности, нравственных основ, таких как благожелательность, добродетель и обычная человеческая порядочность. Именно эти незыблемые качества будут вытеснять такие омерзительные и гадкие качества как агрессивность, озлобленность, месть и ненависть. Что является питательной средой и почвой терроризма? Конечно же безбездуховность.
Прививкой от агрессии является культура, поскольку культура – это всегда побуждения к развитию и пониманию, ведь предназначение культуры – возвышение и просветление души человека. В своё время Альберт Эйнштейн сказал: «сегодня легче разщепить атом, чем изменитьсознания и мировоззрение человека». Такая работа очень сложная и тонкая. Она требует деликатного подхода. Тут недопустимы парадность, чем мы порой страдаем, когда часть нашего актива говорит лозунгами, призывами, трафаретными определениями. Не допустима и карнавализацияидей Первого Президента о нашем национальном и гражданском единстве и идентичности. Такая работа ведёт, напротив, к эрозии наших задач сплочения казахстанского общества. Мне представляется, что сейчас, как никогда нам необходимо коллективное обсуждение накопившихся духовно-мировоззренческих проблем. Ведь приход к власти талибов в Афганистане вызывет вплеск радикального исламизма и ощутимые проявления в мире.
Пока талибы стремятся максимально легитимировать свои позиции и добиться признание со стороны ведущих государств. И очень точно подметил и призвал к диалогу с новым руководством в Кабуле наш Глава государства Касым-Жомарт Токаев, выступая недавно в Душанбе.
Но судьба «Талибана», его идеи, построенные на шариатском фундаменте могут найти благодатную почву в ряде соседних государств. Наверняка «спящие ячейки» его аналога латентно уже сегодня, выстраивают свои планы. А мы, наша страна, находимся в географической близости от этого возможного влияния. Отсюда и наши задачи.Геополитический выигрыш Казахстана будет эффективным, если мы сможем ещё выше поднять роль нашей Ассамблеи народа Казахстана, ставшейза годы своей работы по-настоящему школой воспитания казахстанского патриотизма и академией казахстанского духа.
Цивилизационный выбор, сделанный Казахстаном, его Первым Президентом Н.А.Назарбаевым в пользу культурного и межконфессионального многообразия, оказался не только дальновидным, но и глубоко продуманным. У нас каждый «культурный тип» и этнос, каждая религия развивающиеся в казахстанском обществе дополняют друг друга, как недостающий звук, который не сливаясь и не поглащая другим звучаниям, создаёт с ними особый межнациональный и межрелигиозный аккорд.
Н.Назарбаев, создав уникальный духовный инструмент, каким является АНК не просто, образно говоря, написал либретто под им же созданную партитуру, он сделал это настолько тонко и точно, что каждый музыкальный инструмент издает свою нужную ноту, ввергающую всё Казахстанское общество в состояние трогательного державного гимна дружбы народа нашей республики. Этим самым мы сформировали свою собственную модель межнационального согласия. И уже после этого, когда мы достигли мира, единства и согласия в своей стране, Н.Назарбаев пошёл дальше: он внёс предложение о проведении и созыве Съезда лидеров мировых и традиционных религий у нас в Казахстане. В этом предложении заложено ключевая пассионарная идея – от единства и согласия в собственной стране достич единства, мира и безопасности в целом на планете. Для этого в нашей столице был специально построен Дворец Мира и Согласия. Именно здесь впервые 23-24 сентября 2003 года собрались лидеры мировых и традиционных религий на свой первый съезд.
Будучи депутатом Сената и заместителем Председателя АНК я был живым свидетелем воплощения мечты Первого Президента в реальность. На Первый Съезд к нам приехали духовные иерархи и гости из 13 стран. А уже на следующий, второй съезд в сентябре 2006 года уже было 29 делегаций из 20 стран мира. Тема, которую предложил наш Елбасы носила очень важные значение и звучание: «Религия, общество и международная безопасность». Не сомневаюсь, на предстоящем VII съезде будут вынесены самые актуальные проблемы, которые будут обсуждаться на его пленарных заседаниях. Да и предполагается участие делегатов еще большего количествагосударств. К примеру уже на VI съезде, который состоялся 10-11 октября 2018 года было уже 82 делегации из более чем 40 государств.
Важнейшим залогом сохранения единства в нашей стране необходимо признать сохранение базовых и объединяющих нас ценностей.
У классика есть замечательное сравнениепонятия Родины и отчизны: «Родина – это край, где твоё сердце находится в вечном плену». Пусть каждый из нас, казахстанцев, будет вечным духовным пленником благословенной земли, имя которой Казахстан.
А.А.Башмаков, доктор экономических наук,академик КазНАЕН