27 марта деятели театрального искусства отмечают свой профессиональный праздник -«Всемирный день театра».
27 марта деятели театрального искусства отмечают свой профессиональный праздник -«Всемирный день театра». Предыдущий театральный сезон многим дался нелегко, в период пандемии казахстанские театры приостановили работу и перешли в онлайн формат. С недавнего времени с соблюдением санитарной дистанции сцена и зрительные залы вновь оживились.
Павлодарский областной Казахский Музыкально-Драматический театр им. Ж.Аймауытова открыл 32-й сезон. За это время обновились не только внешний фасад здания, но и внутренние творческие процессы. Корреспондент Paryz.kz поздравил работников культуры. Нам посчастливилось побеседовать с ведущей актрисой театра Айсулу Балтабаевой. Айсулу обладатель многих республиканских и международных наград.
- Айсулу, в чем особенность нового сезона?
- 6 марта театр открылся со спектаклем Мухтара Ауезова «Ерте ояндым, ойландым», поставленным режиссером Адилетом Акановым. Этот сезон оказался самым долгожданным. В связи с объявленным карантином 31-й сезон завершился не отыгранным, и целый год мы пропустили. К нам пришел новый художественный руководитель Ержан Кауланов, с его началом будем играть новую для павлодарцев комедию «Кербез Келіндер». Также Адилет Аканов ставит спектакль по мотивам Н.Гоголя «Ревизор». Эти две картины планируем выпустить до конца сезона.
- Какие изменения произошли за время карантина в творческом процессе?
- Мы работали онлайн, проводили прямые эфиры через Instagram, участвовали в социальных роликах о необходимости носить маски и соблюдать меры безопасности. Наши спектакли показывали на Youtube-канале. Но нам не хватало общения со зрителями, их аплодисментов и живой атмосферы.
- Вернувшись в театр после годичного перерыва, какие у вас ощущения?
- Первый выход, после длительного карантина, для меня был очень волнительным. Я чувствовала мандраж, словно только окончила институт и выхожу на сцену. Но это было больше связано с предвкушением. Все мы скучали по театру.
- Что важно в первую очередь для актера: гримм, одежда или декорации?
- Для нас важна, в первую очередь, игра. Мы репетируем каждое движение, заучиваем тексты. Потом одеваем костюмы, привыкаем к ним. Далее подключаем свет и декорации. Только в конце наносят гримм. Конечно, всё должно быть удобно, важен комфорт. В этой связи, мы на столько должны привыкнуть к вещам, чтобы зрителю казалось, что мы постоянно носим порой тяжелые и неудобные сценические костюмы.
- Чем отличаются театры в регионах с театрами в столице и городах республиканского значения?
- Во первых зарплатой. Также столичные театры имеют возможность работать с несколькими режиссерами. У них большой бюджет для того, чтобы "одеть" спектакль. Есть где, себя еще показать: актеры в больших городах задействованы и на телевидении, и в кино. Областной театр всё-таки сидит «в рамке». Но у нас есть свои таланты. Очень хорошие артисты чаще всего встречаются именно в областях.
- Какие проблемы присутствуют в областном театре?
- Основной проблемой могу назвать утечку кадров. Приходят молодые актеры, под них ставятся спектакли, когда они уходят эти спектакли чуть-чуть хромают, будто не так играются. Но актеров можно понять, поскольку из-за отсутствия специальных государственных программ они вынуждены идти в другую сферу и зарабатывать на жилье. Вот бы строились дома для культурных работников, писателей. Раньше такие дома были в Алмате, хорошо помню как ходила туда к дедушке, он был писателем. У этих домов своя непередаваемая аура.
- Какая ваша самая большая роль?
- Я вообще не делю свои роли на «большая» или «маленькая». Все роли важны, если мне ее дали, значит, это моя миссия. «Не бывает маленьких ролей, бывают маленькие актеры». Из последнего, что я играла - это героиня Қамқа по роману Мухтара Ауезова. Это была совсем не большая эпизодическая роль, но зрителям она запомнилась. Я пропускала ее через себя и в конце получила обратную связь.
Спасибо за беседу!
Гульдана Ахметжанова