Много лет назад, во времена сталинских репрессий, жители разных стран, включая Украину, оказались в Казахстане не по своей воле. Спустя годы наша страна стала настоящей родиной для потомков репрессированных, которые смогли построить здесь жизнь заново. История циклична. Меняются декорации, но человеческие судьбы все так же преломляются под действием кризисов. Война в Украине, поиск убежищ и вновь Казахстан принимает людей, которые спасаются от беды. Свою историю нам анонимно рассказала Мария — этническая украинка, уроженка Чернигова.
Перед нашим созвоном Мария отправляет разные снимки разбомбленного Чернигова — жилые дома, музеи, церкви. Говорит: «Я знаю, что вы видели это, но я просто хочу каждому встречному напоминать о происходящем». Когда началась война, Мария жила в Киеве — работала. В Чернигове жила ее мама и сестра. В феврале 2022 года она решила уехать — сразу после первого обстрела.
«Я просила маму и сестру поехать со мной. Но они не захотели. Мама часто болела, им было страшно уезжать в новое место. Я собирала вещи, тянула, не верила, что все по-настоящему. Потом в марте погибла моя близкая подруга — попала под обстрел. А следом мой одноклассник ушел воевать — через полторы недели его вернули в гробу. И все, я не стала тянуть больше. В марте я уже бежала из родной страны», — вспоминает Мария.
В Казахстане она не была никогда. Но с этой страной ее связывает история.
«Когда-то сюда были высланы мои предки. Но сразу же после развала СССР они вернулись в Украину. Я родилась уже там. Но у нас в семье сохранилось немало воспоминаний о том, как казахский народ приютил таких, как мои прабабушки. Я когда-то, собирая древо, познакомилась в интернете с девушкой из Алматы. Мы стали дружить по переписке. И в день, когда я собирала вещи, она написала: «Ты в порядке? Хочешь приехать ко мне?» — вспоминает Мария.
Добираться было сложно. Благо, что до войны Мария хорошо зарабатывала и смогла накопить крупную сумму. Поэтому удалось приехать в Казахстан через Европу.
«Мне было так стыдно. Думала, что мама не простит. Но они с сестрой позвонили и сказали — уезжай. Если обоснуешься — мы приедем. Сестра осталась с мамой, к тому же у нее жених пошел воевать, она бы без него не уехала», — объясняет наша героиня.
Мария успела побывать и в Астане, и в Алматы. Подруга по переписке, ставшая реальной, повезла девушку в путешествие.
«Я не могла поверить, что смогла найти такого друга. Мадина — или Малина, как я ее ласково в шутку называю — сделала все, чтобы поддержать меня. Кстати, имя ее переделано не потому, что я коверкаю, просто она не говорит букву Р особо и будто называет меня «Малия». Вот так и появилась Малина.
Она приютила меня, познакомила со всеми друзьями, возила в разные места, познакомила с местными волонтерами. Помогла разобраться во всех документах и оформлять вовремя. Я была в шоке, сколько добра я увидела в Казахстане. Да, некоторые негодуют, что у Казахстана нет четкой стратегии относительно российской агрессии. Но я судить не могу. Странно было бы на месте здешних властей бросаться грудью на амбразуру. Главное, что нам помогали, поддерживали — и простые люди, и разные госорганы. Я нигде не видела столько добра и взаимовыручки», — признается девушка.
Мария основательно обосновалась в Казахстане. Но скоро надеется увидеть своих родных — правда, не на родине.
«Вы спрашивали, почему я не хочу показывать свое лицо. Одна из причин — моя мама. Когда город стали обстреливать, у нее случился инсульт, частично парализовало. Она волнуется от всего. И всегда меня просит молчать, не лезть куда не надо. Я побоялась, что она узнает об этом. Это не единственная, но важная причина.
Когда в Чернигове стало невыносимо, а маму парализовало — сестра приняла решение уехать с ней. Сначала в Киев, а оттуда они уехали в Польшу. Я очень надеюсь попасть к ним в гости через некоторое время», — делится Мария.
Девушка все еще живет в Казахстане. Она нашла здесь работу, получила необходимые документы, а заодно подрабатывает как фрилансер на международных проектах. А еще она, судя по всему, встретила здесь любимого человека.
«Это все так странно. Я очень скучаю по дому. Но страшно туда возвращаться. Я мечтаю о таком дне, когда смогу жить на 2 страны — Казахстан и Украину. Мечтаю, чтобы в обеих странах был мир. И вообще во все. Казахстан — невероятная страна. Здесь множество своих проблем, которые и для меня стали актуальны. Но то, что я здесь получила, перевешивает все. Мне доверили работу, я нашла друзей, меня все поддерживают. Я поражена казахстанским волонтерам во всех городах, которые делают волшебное нечто. Мне рассказали про проект, который помогает детям Чернигова с бомбоубежищами — я была в шоке.
Еще я здесь встретила мужчину. Мы пока в отношениях, не в браке. Он родился в Казахстане, но он очень многонациональный (смеется). У него отец наполовину казах, наполовину кореец, а мама — симбиоз украинки и кореянки. Мы собираемся жениться, он очень мечтает познакомиться с моей мамой и сестрой. Вообще он мне сказал, что если решу вернуться на родину, не дожидаясь конца войны, он готов ехать со мной. Но я хочу показать ему Украину без шума ракет», — признается Мария.
Напоследок девушка уточняет: не все так гладко, как может звучать в коротком диалоге.
«Моя история звучит очень сказочной. Но я проходила и прохожу разные этапы. У меня были панические атаки, тревога, особенно, когда тестировали сирену в Алматы. Мне сначала было сложно найти работу, я даже столкнулась на собеседовании с одной женщиной, которая поддерживает действия России — она мне сказала ехать обратно домой. Много всего происходит у меня в жизни. Но я просто стараюсь строить здесь жизнь, любить и видеть больше хорошее. Сейчас для меня главное — поскорее увидеть моих родных. Может, все же получится перевезти их в мой второй дом» — подытоживает Мария.