Процесс деколонизации не прошел: могло ли быть иначе, если мы этим не занимались. Интервью с Айнаш Мустояповой (Керней)

Айнаш Мустояпова (Керней) – кандидат филологических наук, ассоциированный профессор. В 2022 году на двух языках вышла в свет ее книга «Бұғауды бұзған қазақ даласы» / «Деколонизация Казахстана». Автор убеждена, что стать по-настоящему (ментально) свободной нацией, политически и экономически независимой страной невозможно без осмысления трагедий ХХ века. Но ее оценка нынешнего положения: транзит Казахстана в постколониальную действительность пока не состоялся. Редакция Paryz.kz побеседовала с Айнаш Мустояповой о причинах, а также о том, насколько успешно Казахстан продвигается в формировании национальной идентичности и остался ли мировой колониализм навсегда в прошлом.

Процесс деколонизации не прошел: могло ли быть иначе, если мы этим не занимались. Интервью с Айнаш Мустояповой (Керней)
Фото: pixabay.com

Есть мнение, что колонизация – это физический процесс, то есть это завоевание, а колониальность ментальный, связанный с восприятием. Как эти понятия объясняете вы? И какие процессы можете отметить?

– Да, колонизация – это процесс захвата территории другой страны для использования ее ресурсов. Колонизация отличается от оккупации, которая тоже, по сути, есть захват территорий и эксплуатация населения. Разница заключается том, что при колонизации осуществляется ментальное порабощение посредством навязывания культурного доминирования, системы ценностей и др. С этой целью присущие колонизированному народу культура, ценности, социальное устройство и прочее объявляются второсортными. Таким образом, колонизация охватывает не только политические, экономические отношения, но и сферу мышления через идеологию, систему образования, трактовку истории и т.п.

Тут все понятно и не вызывает вопросов. Гораздо больший интерес представляет определение «колониальность».

Колониальность – это система ценностей, образ жизни, социальные и властные отношения, которые сформировались в период колониальной зависимости. Можно говорить о колониальности знаний, как наследии колониализма, которое проявляется в разных областях науки, европоцентристском взгляде, в самой системе и содержании образования. Колониальность мышления обусловливает колониальность власти и напрямую влияет на устойчивость колониального «следа» в разных формах жизнедеятельности социума, сохраняющихся определенное время после восстановления независимости страны.

Когда мы говорим о колониальности власти, то подразумеваем доставшиеся в наследство от колониализма социальные порядки: иерархические структуры власти, формы социальной дискриминации и др.

Айнаш Мустояпова (Керней). Фото: facebook.com/profile

Колониализм как подчиненная форма существования страны не исчезает с принятием декларации о независимости, с обретением бывшей колонией политической самостоятельности. Он продолжает проявляться на разных уровнях, в том числе культуры, социально-экономических отношений, внешнеполитических связей и, главное, мышления. Колониальность мышления более протяжена и устойчива по времени по сравнению с колониальным статусом страны, который де-юре прекращается в определенный момент истории.

Таким образом, колониальность как феномен мышления, властных отношений является долгосрочным, сколько угодно протяженным во времени следствием колониализма.

Если рассматривать колониальность в масштабах не отдельной страны, а мира, то мы обнаруживаем ее в доминировании одних государств над другими, основанном на ранее существовавшей колониальной зависимости. Эта зависимость может осуществляться посредством неравных политических, экономических отношений через воздействие на представителей властной верхушки другого государства.

Таким образом, и после формального окончания колониальной зависимости сохраняется форма господства одних стран над другими. И совершенно неслучайно, что доминирующими странами, как правило, является бывшие метрополии. И здесь уместно говорить о новом этапе или новой форме колониальных отношений.

Ученый-юрист и политический деятель до- и послереволюционной России Георгий Гинс под колонизацией понимал «политику всестороннего культурного развития незаселенных и слабо заселенных пространств». Благие намерения оправдывают колонизацию? 

– В приведенной цитате можно увидеть распространенный взгляд на отношения метрополии и колонизированной территории, взгляд, который оправдывает колонизацию.

Здесь собраны все клише: колонизация несла культурное развитие, т.е. цивилизацию малоразвитым народам; территория была не заселена, так что якобы ее не отбирали силой оружия. Почти всегда колонизируя народы и обосновывая культурное доминирование колонизатора над колонизируемым, империи подчеркивали прогрессивную и модернизирующую роль колонизации. Любой колонизированный народ воспринимался «метрополией» в рамках стереотипов, которые позволяли колонистам ставить себя выше в культурном отношении и, тем самым, обосновывать свою так называемую «цивилизаторскую миссию», а по сути оправдывать свои захватнические устремления.

Если мы изменим ракурс и посмотрим на эти отношения с другой, колонизируемой, стороны, то картина предстанет в ином свете. Деконструкция прежде доминирующей и навязываемой трактовки отношений колонизирующего и колонизируемого и деколонизация этого евроцентристского канона, выдаваемых за «универсальную и объективную», открывает ранее замалчиваемые аспекты.

Иной взгляд необходим, потому что нет никакого «универсального и объективного» знания о колонизации, это знание обусловлено позицией того, кто его формирует. Так, например, легко поставить под сомнение культурное превосходство и материальное благополучие тех, кто колонизировал Степь. Такой взгляд вызывает не только неприятие, но и шок, настолько крепко сидят в сознании «удобные» для употребления клише и стереотипы о номадах. Они продолжают активно эксплуатироваться и сегодня. Он опирается на привычную дихотомию Запад/Восток, которая предопределяла иерархию отношений колонизирующего и колонизируемого и выражалась в подчеркнуто оценочной оппозиции цивилизованный/дикий, передовой/отсталый, модерн/пережиток, свой/чужой и т.п.

Наметим крупными штрихами некоторые результаты колонизации Степи и станет понятным, была ли она благом. Перечислю: отъем лучшей земли у ее прежних хозяев – родов, уничтожение справедливого обычного права, разрушение социальных отношений, появление тюрем и детдомов, угроза потери языка и национальной идентичности, построение репрессивного государства, насильственная седентаризация, Ашаршылық, уничтожение образованного слоя народа, полвека атомных взрывов, обмелевший Арал, загубленные и выведенные из хозяйственного оборота на 30 лет миллионы га целины. И, главное, потеря половины численности народа.

Да, можно говорить о развитии добывающей промышленности, заводах, городах, университетах. Однако ресурсы уходили из Казахстана, часть средств от них шла на строительство городов и заводов, где казахи в большинстве своем не жили и не работали. Так для кого это строилось? Для колонизированного населения? Да, казахи учились в университетах, но на русском языке. Это была цена образования и возможного профессионального успеха и социального положения. Пожалуй, ограничусь этими примерами.

Понимаю, сейчас будет сложно и тем не менее – если б не было колонизации, как бы жили люди?

– Слова о том, что история не знает сослагательного наклонения, верны лишь отчасти. Многие люди, обращающиеся к событиям прошлого, задумываются о потенциале альтернативных вариантов развития событий и/или конструируют их. Контрфактическая история занимается именно рассмотрением альтернативных сценариев событий прошлого. Такой подход позволяет учитывать нереализованные возможности той стороны, которая на определенном отрезке истории потерпела поражение или отклонилась от прогрессивного пути развития. Метод конструирования контрфактических историй, по мнению Ричарда Лахмана (американский исторический социолог. – Прим. ред.), может быть использован для предсказаний о будущем и для понимания того, как возможные в будущем события могут сказаться на стране.

Не стану говорить обо всех бывших колониях. Скажу лишь, что без колонизации мир был бы более многообразным, толерантным и избежал бы многих войн.

Что было бы с Казахстаном, не стань он колонией России, или хотя бы не войди он в состав СССР? Сценариев может быть великое множество в зависимости от исторического контекста, событий в соседних странах и мире. Рассмотрим (схематично) два кардинально разных варианта.

Первый вариант: мы остаемся вдали от мировых бурь ХХ века; мы остались бы аграрной страной, продавая продукты животноводства. Без модернизации, индустриализации и т.п. При этом нас сегодня было бы, как минимум, 80 миллионов (без Ашаршылықов и войн); не было бы насильственной седентаризации, значит, мы сохранили бы прежнюю форму хозяйствования, которая обеспечивала довольно приемлемый уровень жизни подавляющему большинству населения; экология оставалась бы здоровой, мы не потеряли бы Арал; не было полвека ядерных испытаний и вредных выбросов промышленных предприятий, следовательно, население было бы здоровым; добыча полезных ископаемых началась бы позже, допустим, в 1990-ые годы и на иных условиях, нежели это делается сейчас, потому что власть без колониального мышления не шла бы на бесконечные уступки.

Второй вариант (идеальный): модернизация пришла бы в Степь в рубеже XIX-ХХ века, как и в остальные тюркские страны (джадидизм – Ренессанс и Просвещение в одном лице), высшее образование в этот период получали бы в Стамбуле, Каире, Казани, Уфе, вероятно, в России, Украине, Германии, Японии; мы не потеряли бы образованный слой, например, алашордынцев. Следовательно, могли быть реализованы их планы по модернизации: образование республики, выборное право, всеобщее образование, права женщин и др. Приемлемым образцом для них выступала Япония, т.е. модернизация с сохранением национальной составляющей в ценностях, социальных отношениях, культуре и т.д. С образованными, прогрессивно мыслящими лидерами, возрастающей численностью материально благополучного населения, природных ресурсов и др. результаты были бы впечатляющими.

Повторю, что эти схемы не учитывают вероятное влияние на страну внешних событий. Мы говорим о возможных вариантах развития страны без колонизации и с учетом того, что мы имели на конец XIX века, когда колонизация была завершена и вся территория Казахстана оказалась под управлением колониальных властей.

Обложка книги Айнаш Мустояповой (Керней). Иллюстрация с сайта meloman.kz

Независимый исследователь Галым Жусипбек считает, что необходима прежде всего деколонизация мышления, «чтобы человек объяснял человеку, что такое колонизация – это издевательство над языком, культурой; внушение чувства, что ты гражданин второго сорта». Вы согласны с этим мнением?

– Цитату разбирать не стану, но тезис о том, что прежде всего необходима деколонизация мышления – это проверенная многими странами практика.

При этом деколонизация мышления есть лишь важный этап, одна из составляющих, которая должна сопровождаться созданием новых актуальных смыслов. Освобождение от навязанной картины мира, отношения к себе, иерархических структур, социальных практик и прочего не должно создать пустоты. 

Деколонизация необходима, чтобы расчистить поле новых смыслов, часть которых есть цивилизационные основы, часть порождены современностью; это требуется для актуализации нашего культурного кода – всего, что нам представляется в нем важным и составляющим.

Социальный антрополог Эльмира Какабаева, которую в своей статье упоминает Forbes.kz, считает, что в Казахстане юридически процесс деколонизации прошел, идет процесс формирования национальной идентичности. Как вы оцениваете происходящие процессы?

– Думаю, и юридически он не прошел, поскольку достаточно посмотреть не только на практику, но и суть договоров ТС, ЕАЭС, ОДКБ, чтобы убедиться в том, что мы по-прежнему находимся в зависимости от бывшей метрополии, более того, в исключительно невыгодном для нас положении. Процесс деколонизации мышления, образования, культуры также не прошел. Могло ли быть иначе, если мы этим не занимались. Это само по себе не происходит. Что касается процесса формирования национальной идентичности, то следует отметить, что он идет спонтанно, формируется гражданским обществом и большей частью является реакцией на всевозможные вызовы.

Ошибочно полагать, что исчезновение колониальной администрации ведет к деколонизации. С этим положением связан миф о постколониальном мире. Однако глобальная колониальность продолжает существовать в политике, экономике, культуре, производстве знаний. Отношения в мире по-прежнему строятся согласно колониальной иерархической модели власти, культурной экспансией, неравноправными экономическими отношениями.

Не успев выйти из колониальной зависимости, мы попадаем в неоколониальную. Другие средства и методы, но суть одна – подчинение, эксплуатация ресурсов и дешевой рабочей силы. Неоколониализм – это продолжение эксплуатации бывших колоний странами, которые были метрополиями и чье нынешнее преимущество было завоевано в период колонизаций эпохи модерна.

Таким образом, прежний колониализм сменился глобальной колониальностью. Между ними есть тонкая грань. Если колониализм как форма правления исчезает с уходом колониальной администрации, то колониальность остается и представляет собой продолжение колониальных по сути практик управления и характера международных отношений.

Дайте в целом свое определение понятия и процесса деколонизации.

– Деколонизация – это путь, методы, способы освобождения от колониального наследия в разных сферах жизнедеятельности общества. Деколонизация подразумевает деколониальность мышления, которая для начала основывается на сомнении в идее некоего универсального модерна (как правило, западного образца), оспаривает тезис об архаичности всего традиционного.

Транзит Казахстана в так называемую постколониальную действительность не состоялся, и этот факт становится все более очевидным в свете настойчивого стремления России сохранить свое политическое доминирование и неспособности, неготовности властей Казахстана вести независимую от бывшей метрополии политику.

Вступление в период постколониализма и связанная с ним постколониальность могут рассматриваться как форма существования, свидетельствующая о начале нового исторического этапа страны. Однако формальное восстановление политической независимости вовсе не гарантирует фундаментального освобождения от колониализма и его последствий до тех пор, пока не будет преодолено постколониальное состояние и колониальное мышление, т.е. обусловленное колониальным прошлым и по-прежнему зависимое от колониальных идеологических установок, стереотипов, оценок.

Преодоление последствий колониализма возможно в процессе деколонизации, который придает принципиально иной импульс, направленный на искоренение негативного воздействия колонизации, включая идеологию, политику, экономику, культуру, систему ценностей, национальную идентичность.

В первом своем значении деколонизация есть процесс обретения независимости странами, доминионами, протекторатами, которые находились в колониальной зависимости. Это – исторический факт, измеримый в конкретном отрезке времени и выражаемый в дате восстановления суверенитета страны, территории.

Во втором значении деколонизация есть протяженный во времени процесс освобождения от последствий колониализма как многоаспектного явления. Именно процесс деколонизации позволяет проблематизировать идеи, стереотипы, комплексы, обусловленные колонизацией. С завершением колонизации, колониализма как формы существования государства колониальность как институциональная категория не исчезает вдруг, она проявляется в менталитете, самоидентичности, интерпретации исторических событий, коллективной памяти, культуре, языке и т.д. Преодоление негативных последствий колонизации и есть цель процесса деколонизации.

Условием деколонизации является сознательный выбор человека, общества, нации, страны. Это выбор в пользу деколонизации сознания, который представляет собой метод мышления, а также намерение о вступлении в новое внутреннее состояние, обретение измененной шкалы оценок, взглядов на явления колонизации. Предметом осмысления деколониальной мысли становятся не столько факты прошлого колониального опыта, сколько те зримые и часто незримые следы, которые он оставляет и о которых мы даже не задумываемся, не рассматриваем их как следствие колониальных установок, отношений, стереотипов, комплексов.

Деколонизация как процесс охватывает внутреннюю и внешнюю политику, властные полномочия и социальную сферу, экономику и образование, культуру и психологию. Торможение этого процесса становится причиной консервации, застойности многих явлений жизни, обусловливает продолжающееся влияние на жизнь социума колониального прошлого, колониальной идеологии и ее инструментов.