Прямая трансляция

Астана

Астана

-14.03°C

Сколько миллионов потратили казахстанцы на Iphone 15?

Спрос на iPhone 15 после официального старта продаж в Казахстане оказался ниже по сравнению со спросом на 14-ю серию. Более того – ни одна из новинок не входит даже в топ-10 популярных моделей у отечественных ретейлеров, передает Paryz.kz, со ссылкой на Kursiv.kz.

Сколько миллионов потратили казахстанцы на Iphone 15?
Фото: Тинькофф Журнал

В самой крупной казахстанской сети магазинов бытовой техники и электроники (БТиЭ) Sulpak продажи новой серии айфона снизились на 17% по отношению к прошлогодним показателям его предшественника – 14-й серии iPhone. Количество предзаказов упало более чем в 1,5 раза.

В «Мечте» спад продаж в октябре-ноябре 2023-го по сравнению с аналогичным периодом 2022 года составил 15%. Количество предзаказов на новоиспеченное «яблоко» и вовсе сократилось в десять раз. 

Падение спроса на новинки от Apple по сравнению с прошлым годом журналисту «Курсива» подтвердили и в компании Technodom, но конкретные показатели не озвучили.

Серый – хит сезона 

«Основной драйвер падения – поздний лонч (launch product – запуск продукта – «Курсив») iPhone 15 в Казахстане относительно мирового запуска. Из-за чего в период предзаказа было много предложений серого товара в Kaspi-магазине, где можно было приобрести смартфон, не дожидаясь официального старта продаж», – объясняет генеральный директор ТОО «Arena S» (Sulpak) Дмитрий Провкин.

«В предыдущие годы в Казахстане в официальных сетях и на сером рынке новинки были доступны для покупателей уже 30 сентября. В этом году старт продаж в официальных сетях начался позже – 20 октября. Из-за чего значительная часть покупателей уже успела приобрести новый iPhone на сером рынке», – подтверждают слова Провкина в другой крупной сети магазинов электроники – «Мечта». 

В 2022 году американская корпорация Apple провела презентацию своих новинок 7 сентября, а их официальный старт продаж в Казахстане состоялся спустя две недели – 23 сентября. iPhone 15 вместе со своими «собратьями» в комплектации Pro, Pro Max и Plus был презентован 12 сентября. Предзаказ в Казахстане должен был открыться 15 сентября, однако этого так и не произошло. Продажи у официальных дилеров начались только спустя пять недель. Хотя в том же Kaspi-магазине «яблочные» новинки были доступны уже через неделю после презентации. 

«У нас нет полномочий бороться с серым товаром. Это задача поставщика – выстраивать каналы поставок таким образом, чтобы потребитель получал действительно официальный товар, с гарантией и всеми дальнейшими преимуществами», – комментируют в Sulpak.

С чем был связан поздний лонч в Казахстане, офис Apple не ответил ни ретейлерам, ни редакции «Курсива». 

Из-за отложенного старта в отечественных магазинах не наблюдалось ажиотажа. Даже сейчас, спустя месяц, на витринах практически нигде нельзя ознакомиться с базовой моделью iPhone 15, в основном на общее обозрение выставлены iPhone 15 Pro и iPhone 15 Plus. Подобную картину можно видеть во всех крупных сетях – официальных поставщиках Apple. Решение – проводить промокомпанию здесь или не проводить – принимает сам бренд. Зато эти магазины БТиЭ пестрят рекламными вывесками с новинками других популяр­ных брендов смартфонов. Тут и Samsung, и Xiaomi, и HONOR. А у iPhone в некоторых точках нет даже отдельной бренд-зоны – они скромно делят одну витрину со смартфонами других марок.

Если бренд, не вкладываясь в промо, может получать прибыль даже при серых продажах, то другой участник торговли – государство – теряет от этого миллиарды недополученных налогов.

«Разговоры и консультации (с госорганами. – «Курсив») идут несколько лет, но, к сожалению, реальных действий мало. Государство недополучает колоссальные суммы налоговых отчислений из-за своего бездействия по данному вопросу», – говорит гендиректор Arena S. 

По подсчетам ретейлера, сумма потерь составляет около восьми миллиардов тенге в квартал. И это только по смартфонам. Рынок онлайн-продаж электроники, по мнению Провкина, требует доработок и введения четких правил.

«Раньше некачественный, несертифицированный, не прошедший должной таможенной очистки товар присутствовал и сбывался в основном через базары. Сейчас благодаря развитию e-com базар переместился в виртуальное пространство, и доступ к клиенту стал даже легче. Мы считаем, что это требует обязательного вмешательства регулятора с новыми определенными требованиями к продавцу сложной техники и электроники. Зачастую за представителями МСБ и индивидуальными предпринимателями скрываются крупные нечистоплотные дельцы, организаторы цепочек поставок неофициальных товаров, которые просто прикрываются этими статусами и пользуются налоговыми льготами», – добавляет он.

Некоторые модели нового iPhone можно купить в Kaspi-магазине на 20% дешевле, чем у официальных поставщиков. Хотя когда новинки там только появились, их цена доходила до 1,76 млн тенге. Столько просили за iPhone Pro Max с объемом встроенной памяти 1 TB. Сейчас цена на эту модель у продавцов Kaspi опустилась до 1 млн 27 тыс. тенге. В официальных сетях она стоит 1 119 990 тенге. Столько же год назад стоил iPhone 14 с аналогичными параметрами. В целом официальные цены новинок сохранили статус-кво – они остались на уровне стоимости новой серии от Apple в прошлом сезоне. 

Без крупных прорывов

«В новом продукте отсутствуют яркие инновации», – предположили еще одну причину низких продаж iPhone 15 в сети Technodom. К такому же выводу пришли продавцы на соседних рынках. В России, где местный старт продаж (через параллельный импорт) начался одновременно с мировым – 22 сентября, популярность 15-го также уступает 14-му. Об этом сообщал сервис Price.ru. По данным этого сервиса, спрос на базовые iPhone 15 в октябре упал на 45% по сравнению с сентябрем 2023 года. В аналогичный период 2022 года спрос на прошлое поколение телефонов был выше на 16% у модели iPhone 14, на 44% – у iPhone 14 Plus, на 22% – у iPhone 14 Pro и на 98% больше, чем у iPhone 14 Pro Max. В качестве причин эксперты называют отсутствие крупных новаций. Новая модель очень похожа на предыдущую и дизайном, и «начинкой». 

В Китае – третьем по величине рынке для компании Apple – продажи 15-го айфона тоже уступили своему предшественнику. Издание Bloomberg, ссылаясь на исследовательскую компанию GfK, сообщало: продажи новой серии iPhone в месяц запуска в Китае были ниже на 6% по сравнению с продажами 14-го айфона в предыдущем году. Консалтинговая компания IDC опубликовала данные, что поставки Apple в поднебесную сократились на 4% в III квартале 2023 года. Среди причин снижения спроса на айфоны отмечается растущая там популярность Huawei, выпустившего незадолго до Apple свой новый флагман – Mate 60.

Проиграть битву, но выиграть войну? 

Новой модели iPhone нет в топе продаж среди остальных «яблочных моделей». «За последние три месяца большую долю в линейке iPhone занимает iPhone 13 на 128 GB, на втором месте – iPhone 14 PRO и 14 PRO Max, ранее был iPhone 11», – сообщают в «Мечте». 

В топ-10 популярных моделей, по версии Sulpak, входит даже айфон 11-й серии, но ни одного новичка. 

Несмотря на спад продаж «пятнашки», в целом айфоны свои позиции на рынке не теряют. В годовом финансовом отчете компании, который у нее завершается 30 сентября, говорилось, что прибыль от продажи iPhone за IV квартал выросла на 2,8%.

Отечественные ретейлеры тоже отмечают, что в разрезе рынка доля Apple не снизилась.

«Доля смартфонов Apple в период с 13.10 по 20.11 выросла в рознице с 19 до 30% год к году, поэтому можно говорить о том, что iPhone укрепил позиции относительно конкурентов», – сообщает Sulpak.

Информацию о сохранении Apple своих позиций подтвердили и в Technodom. 

«Доля Apple не снижается. По отношению к 2022 году доля iPhone в штучном выражении выросла на 5 п.п., в период акции «Kaspi Жума» рост составляет чуть меньше 20%», – добавляют в «Мечте».