Вереницу из карет скорой помощи и автомобилей на АЗС несколько дней наблюдают на юге Казахстана. В частности, в Туркестанской области и Шымкенте. Однако в нацкомпании "КазМунайГаз" торопятся успокоить, мол, оснований для дефицита ГСМ нет. Почему тогда казахстанцы ощущают острую нехватку топлива, корреспондент сайта Paryz.kz узнала у председателя президиума Союза нефтесервисных компаний РК Рашида Жаксылыкова.
АИ-92 можно получить только по талону, наличные на заправках не принимают. Почему так происходит? Я не понимаю. Где мне взять талоны? Я не работаю водителем в какой-нибудь компании, - возмущаются в Сети казахстанцы.
Как сообщили в КМГ, на сегодняшний день все три казахстанских НПЗ работают в штатном режиме.
Переработка нефти и производство нефтепродуктов выполняется сверх плана, утвержденного министерством энергетики РК, - рапортуют в нацкомпании.
Что тогда происходит? Люди врут? Вообще, не первый год потребителей топлива и нефтеперерабатывающие заводы пытаются обвинить в том, что не хватает бензина, а стоимость его ежегодно растет. Мол, те же НПЗ закрываются на ремонты, не успевая сделать должного запаса ГСМ для потребителей. Однако Рашид Жаксылыков уверен, что виной всему – перекупщики нефти.
Давайте разберемся в технологическом вопросе. У нас, по логике, должен быть дешевый бензин. Когда министры говорят, что в Казахстане самый дешевый бензин на сегодняшний день, я абсолютно не согласен. Допустим, в Канаде один литр бензина стоит где-то 550 тенге. Но туда нефть заходит по 150 долларов за баррель. У нас нефть заходит по 25 долларов за баррель. У нас две цены на нефть. Та, что устанавливает мировой рынок, которая выше 70 долларов за баррель, и та, что установлена на внутреннем рынке, она в пределах 18-25 долларов (зависит от качества нефти). Министерство говорит, что в повышении цен на бензин виноваты нефтеперерабатывающие компании. Абсурд. В Канаде нефтеперерабатывающий завод покупает нефть, перерабатывает и продает за вычетом всех расходов и прибыли. Крупные трейдеры автозаправочные станции покупают и продают. Там четко все видно. У нас, если брать по подсчетам Канады, бензин должен стоить 90, а не 200 тенге за литр. В Казахстане НПЗ - в роли инструмента. Ему кто-то завозит давальческое сырье, после переработки заводом, тот же трейдер забирает и начинает продавать дальше. Иногда число посредников у нас достигает 10. Это технологический цикл, - говорит эксперт.
Также спикер отмечает, что держать стабильную цену на ГСМ в Казахстане не позволяют соседи – РФ, Кыргызстан.
Там бензин стоит 300 тенге. Простое желание жителей тех стран сэкономить мы не можем. Мы не можем закрыть с ними границы. Они заезжают, заправляются. Та часть, которую бы нам хватило, быстро заканчивается. Что в итоге? Спрос порождает предложение. У нас граница – дуршлаг. Вроде есть запрет на экспорт ГСМ, но факты нет-нет да всплывают. Значит там работает система подкупа, интересный для кого-то бизнес. В этом чья вина? Меня поражает наше правительство. Почему, когда у Минэнерго возникает проблема с топливом, к ее решению не подключаются и другие контрольные органы, - добавляет Рашид Жаксылыков.
Для того, чтобы раз и навсегда решить проблему с нехваткой ГСМ, нужно, по словам эксперта, сделать так, чтобы НПЗ сами закупали нефть у добывающих компаний.
Из общей цепи нужно убрать тех, кто поставляет сырую нефть. И следует сделать так, чтобы НПЗ продавали готовые продукты тем организациям, которые имеют более 100 АЗС. Тогда бы антимонопольный комитет мог бы смело проверять работу НПЗ, а сейчас они не имеют право проверять на повышение цен эти самые заводы, - считает собеседник.
Резюмируя эксперт отмечает, что, к сожалению, высоких цен на ГСМ Казахстану не избежать.
В рамках ЕврАзЭС страны договариваются о том, чтобы в 2024-2025 годах на всей территории таможенного союза была единая цена на ГСМ. Так что цена будет расти. Рано или поздно в РК бензин будет стоить также как в России, - резюмировал председатель президиума Союза нефтесервисных компаний РК.