Дальше будет еще хуже – психолог – о склонности казахстанцев к суицидам

За последний месяц в Казахстане совершили суицид или пытались наложить на себя руки более десяти казахстанцев. Категория граждан разная. Это и взрослые, и дети, и материально обеспеченные, и не очень. Что толкает людей на отчаянный шаг: социально-экономическая напряженность в стране, бытовые трудности или неуравновешенность психики? Об этом и не только корреспондент сайта Paryz.kz поговорила с семейным психологом Алтыншаш Матаевой.

Дальше будет еще хуже – психолог – о склонности казахстанцев к суицидам
Фото: istockphoto.com

По словам эксперта, суицид в своем широком понимании – болезнь, которая требует немедленного лечения, в том числе и на государственном уровне.

Да, можно умолчать о самоубийствах, не придавать такие факты гласности, но это будет считаться сокрытием. Суицид – это болезнь, которая нуждается в экстренном лечении. Если не избавляться от неё, то организм, в нашем случае, общество, будет загнивать, - говорит собеседница.

При этом Алтыншаш Матаева отмечает, что участившиеся факты суицидов – "Тенденция психически нездорового общества":

Современное общество «отличается» психическим нездоровьем населения, нестрессоустойчивостью людей. Проблемы были всегда. Если окунуться в историю, это и времена голодомора, и войны. Но тогда не было соцсетей и мы не следили за этим. В Казахстане для человека, который хочет работать, есть возможности и выходы из ситуации, но вот осознанность решать те или иные проблемы, к сожалению, есть не у всех.

Самое ужасное, отмечает собеседница, то, что склонность к суицидам возрастёт еще больше.

Фактически у нас, в Казахстане, ребенок рождается уже в с стрессе, он живет со стрессом мамы, которая постоянно переживает какое-то насилие, будь то моральное или физическое. А когда женщина психически не устойчива, то говорить о здоровье детей не приходится. Ко мне обращаются очень много подростков с разного рода проблемами, эмоциональными нарушениями. Сейчас появился такой термин как «селфхарм» (с английского «самоповреждение») и Dead Inside ("мертвый внутри"). Они жалуются, что у них нет никаких чувств. Они ничего не испытывают. Это о чем говорит? Подрастающее поколение перепрыгивает (в негативном значении этого слова) уровень психического здоровья родителей. Те взрослые, которые совершили суицид в настоящее время, это ведь тоже вчерашние дети. Нужно активизировать телефоны доверия, деятельность психологов на бесплатной основе для населения, - продолжает разговор эксперт.

В беседе Алтыншаш Матаева подчеркивает, что было бы неплохо, если бы государство оказывало финансовую поддержку психологам, работающим с молодым поколением, которые чаще всего требуют внимание квалифицированных специалистов.

Вы сами прекрасно знаете, насколько дорогие консультации у профессиональных психологов. Многим казахстанцам это не по карману. Говорить о школьных психологах вообще говорить не приходится. В любом государстве человеческий ресурс самый главный ресурс. Полезные ископаемые – второстепенно. У нас, в Казахстане, это, к сожалению, упускается из вида. И такая тенденция начинается уже в школе. Нужно принимать ту или иную тему, не избегая ее. Мы полностью потеряли элементарное традиционное воспитание. Воспитывают ребенка не только мама и папа, но и окружение, которое и формирует сознание. Но, к сожалению, ни учителя, ни школьные психологи не могут работать с современным поколением даже в вопросах гендерного равенства, - говорит собеседница.

Возросший уровень суицидов седи взрослых психолог объясняет не только социально-экономическим положением в стране, но и внутренней борьбой, постоянным метанием человека, отсутствием духовной основы.

Большая часть из тех, кто совершил самоубийство или пытался это сделать, родом из 90-ых годов, когда произошла переоценка ценностей. Не зря говорят, не приведи Господь родиться в эпоху перемен.  "Потерянное поколение" - это то, что мы сегодня наблюдаем. Боюсь, что дальше, как бы это ужасно не звучало, будет еще хуже, поскольку дети потерянного поколения вряд ли себя найдут, - прогнозирует психолог.