С первым снегом и гололедицей не только жители Нур-Султана, Алматы, но и других регионов заметили, как резко возросли цены на перевозки. Корреспондент сайта Paryz.kz решила выяснить, контролирует ли кто-нибудь деятельность служб такси и застрахованы ли казахстанцы от необоснованно взлетевшей стоимости за проезд?
Сегодня, 4 ноября, жителей Алматы буквально завалило снегом. Однако горожан застала врасплох не столько природное явление, сколько стоимость проезда на такси. Так, к примеру, за проезд на автомобиле эконом-класса у алматинцев просили почти 3000 тенге, а на машине комфортабельного типа – 4230 тенге. И это только в один конец.
С аналогичной ситуацией столкнулись и жители столицы.
Мы живем в пяти-десяти минутах езды от Международного аэропорта Нурсултан Назарбаев. Обычно до него ездим за 800-1000 тенге, но вчера из-за гололедицы, были вынуждены заплатить 3000 тенге, - говорит жительница города Косшы по имени Асель.
Ситуация с ценами на такси сегодня напоминает игру в стиле «повезет/не повезет». При удачном раскладе можно добраться до пункта назначения по доступной цене.
Все должны понимать функции по организации перевозок такси находятся у акимата, управления городской мобильности, но так получается, что сфера такси самоорганизована. Потребители создают спрос. Конечно, кто-нибудь да отвезёт. Тем более развитие технологий упростили процесс вызова такси. Однако при этом возникает много вопросов по тому, как обеспечивается безопасность перевозок, адекватность водителей, обман и происшествия в пути, если что случись, кого призвать к ответственности? – говорит председатель республиканской Ассоциации служб такси Казахстана Медет Курманов.
По словам собеседника, согласно закону цену на перевозки устанавливают сами представители служб такси - субъекты предпринимательства, получившие уведомление через eGov о начале деятельности.
Проблема в том, что таких субъектов предпринимательства практически не осталось. Такие гиганты как Яндекс, ДиДи, Убер, Болт-агрегаторы вытеснили их с рынка и сегодня сами устанавливают цены, которые, к слову, рассчитывают из алгоритма подачи автомобиля, тарифа за 1 км и за 1 мин. Всё это умножают на коэффициент соотношения текущего спроса и предложения и коэффициент пробки. Следует сказать, что сегодня мы наблюдаем навязывание стандартов по внешнему брендированию, такси стало площадкой для рекламы. Более 90% подключённых водителей работают без регистрации и разрешения, то есть представляют теневую экономику, - добавляет Медет Курманов.
По мнению эксперта, для нормализации деятельности служб такси и приведения их к установленным в мире стандартам, следует "передать функции по организации перевозок такси рынку, чтобы рынок сам принимал решения и развивался с учётом современным трендов".
За рубежом правила и стандарты соблюдаются, государство организовывает перевозки, есть национальные системы такси. В Великобритании, к примеру, Ассоциация регулирует деятельность такси - выдача разрешений, доступ на рынок водителей и автомобилей. У нас же никакие стандарты не соблюдаются, - резюмирует собеседник.
Таким образом, в настоящее время работа такси напоминает больше сюжет басни Крылова "Лебедь, рак и щука" - каждый сервис тянет одеяло на себя, но в итоге страдает обычный потребитель.