Ежегодно люди, несправившиеся с тяжёлым бременем кредитования, накладывают на себя руки. В том, что они вынуждены идти на отчаянные шаги, виноваты, как считают в Союзе ипотечников, власть, правительство и Национальный банк страны, которые ничего не делали, что бы остановить безумный рост цен на недвижимость, в результате чего возникла высокая закредитованность населения, передаёт Paryz.kz.
В Союзе, где курируют вопросы казахстанских ипотечников, отмечают, что есть две разные стадии сопротивления кризису.
Первая стадия — стеническая. Мы наблюдали ее, когда люди массово скупали валюту, искали более денежную работу, покупали недвижимость в ипотеку поверив ежедневым увещеванием как президента, так и всех высокопоставленных чиновников, что весь мир живет на кредитах. Тем более, что рост цен на рынке недвижимости рос не по дням, а по часам, и ни президент, ни правительство, ни Нац.банк ничего не делали, что бы остановить этот безумный рост цен на недвижимость, теперь то мы понимаем, что это они делали намеренно, что бы загнать весь малый и средний бизнес под валютную ипотеку и тем самым, через банки загнать, как можно больше народу под кредиты. Но после двух девальваций, когда тенге по отношению к доллару очень сильно просел, а законной индексации государство не делало, многие ипотечники, да и не только, обеднели ровно на столько, на сколько просел тенге. И у заемщиков начались просрочки, а банкиры с дьявольской улыбкой потирали руки и в уме высчитывали будущую прибыль, от продажи залоговой недвижимости, - говорится в посте, опубликованном от имени Союза, в Facebook .
Затем, как говорится в тексте, стенической стадии приходит более опасная, называемая в психологии "стресс-подножка".
Повторный стресс приводит к астенической стадии — полному упадку сил. Наступает синдром покорности, апатии, депрессии и непроизвольной агрессии. Это то, что общество переживает уже последнее десятилетие. У нас у ипотечников недавно спросили, почему никто больше не паникует из-за падения тенге. Просто в какой-то момент мы все устали, нам стало все равно. Люди поняли, что от них ничего не зависит, что повлиять на ситуацию они никак не могут. Самое страшное, к чему это приводит, — у людей пропадает желание жить и возникает стадия психогенного самоубийства. К нам приходили новые ипотечники, у которых были миллионные долги перед банками и отдавать им нечем. Даже те, кто поначалу пытался что-то делать, сейчас опустили руки. Они садятся и плачут, а мы видим, как постепенно из них уходит жизненная сила. Очень много ипотечников да и не только ушло из жизни, просто потому что они потеряли интерес к жизни. Поэтому во время выселений мы делились на несколько групп одна группа ехала в прокуратуру, другая к взыскателю, где мы просили приостановить выселение, а основная группа находилась с тем, кого выселяли, чтобы не допустить выселение пока две группы не договорятся о приостановлении выселения. Несколько наших женщин постоянно ходили рядом с хозяином квартиры постоянно его успокаивали и следили за тем, что он в психосоматическом состоянии ничего с собою не сделал, тем более не причинил к выселяторам, что-нибудь противозаконное, - добавляется в посте.