Сегодня одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед органами внутренних дел, является противодействие киберпреступности. В Казахстане количество фактов интернет-мошенничества за последние семь лет увеличилось в 10 раз – с 2 до 20 тысяч преступлений. Только в этом году интернет-мошенники причинили гражданам ущерб на сумму более 17,5 миллиарда тенге, передает Paryz.kz со ссылкой на Polisia.kz.
Самый распространенный способ обмана – это получение оплаты или предоплаты при реализации несуществующих товаров или услуги по интернет-объявлениям (7 тысяч фактов). Далее – звонки от имени сотрудников банков (2,5 тысячи фактов). На третьем месте – оформление онлайн-займов (2 тысячи фактов).
«Ситуация, связанная с ростом киберпреступности и появлением ее новых видов, складывается не только в Казахстане и государствах-участниках СНГ, но и во всем мире. Сложность раскрытия таких преступлений в первую очередь связана с их трансграничностью. Как вам известно, в интернете границы отсутствуют. Криминалитет умышленно использует различные анонимные сервисы, в том числе расположенные в зарубежных странах», – отметил начальник Центра по борьбе с киберпреступностью Департамента криминальной полиции Министерства внутренних дел РК Жандос Суюнбай.
Вопросами предупреждения и раскрытия преступлений в сфере информационных технологий возложены на Центр по борьбе с киберпреступностью Департамента криминальной полиции МВД РК.
«Проведенными мероприятиями в этом году к уголовной ответственности привлечены 828 лиц, совершивших более трех тысяч интернет-мошенничества. В сентябре в Усть-Каменогорске задержаны трое жителей города, совершивших более 50 фактов интернет-мошенничества. У них изъяты мобильные телефоны, ноутбуки, с помощью которых они совершали преступления. Общий причиненный ущерб составил почти 80 миллионов тенге», – рассказал спикер.
В декабре в столице полицейские выявили четыре мошеннических call-центра. В ходе обысковых мероприятий cтражи порядка изъяли более 170 ноутбуков с гарнитурой и сетевое оборудование.
Совместно с заинтересованными госорганами и операторами связи продолжается работа по блокировке звонков с подменных номеров. На протяжении года заблокированы свыше 43 миллионов звонков.
Кроме того, с 15 ноября запущена антифрод-система определения и блокирования международных звонков на стационарные городские телефоны жителей Казахстана. С момента ее запуска заблокированы свыше 278 тысяч звонков.
Также ужесточены процедуры получения займов, в том числе посредством SMS-подтверждения и биометрии.