Факт недостаточного финансирования обороны подтверждает и объём инвестиций, сообщают аналитики Finprom.
В январе текущего года в Казахстане — в частности, в Алматы — произошли трагические события. Пострадали десятки людей, в том числе сотрудники правоохранительных органов. Была разрушена городская инфраструктура, включая объекты бизнеса, госучреждения и жилые дома. Мы стали свидетелями неготовности казахстанской армии к подобным ситуациям.
Почему же казахстанская армия и правоохранительные органы не смогли справиться? Вопрос остается открытым. Но мы можем однозначно говорить, что в стране не уделялось должное внимание обороне, о чём свидетельствуют объёмы финансирования.
Так, к примеру, из общего объёма расходов госбюджета в размере почти 14 трлн тг за десять месяцев 2021 года на оборону пришлось лишь 542,4 млрд тг, или 3,9%. Если рассматривать многолетнюю динамику, то и без того низкая доля расходов на оборону не растёт, а варьируется на уровне 4%–5,5%. Причём в 2020 году она значительно снизилась. Были также зафиксированы случаи, когда доля расходов на оборону составляла и менее 4%.
Как сообщают аналитики, по сравнению с другими отраслями на оборону, госуправление и соцобеспечение выделяется меньше всего средств. За 11 месяцев 2021 года инвестиции в оборону составили всего 50 млрд тг, причём по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года сумма снизилась на 21%.
В целом за 10 лет, с 2011-го по 2020 год, в оборону было вложено всего 550,1 млрд тг — также самое низкое значение по сравнению с другими отраслями. К примеру, за тот же период в промышленность инвестировали 45,6 трлн тг, в операции с недвижимым имуществом — 10,3 трлн тг, в транспорт и складирование — 12 трлн тг, в сельское хозяйство — 2,8 трлн тг. Суммы исчисляются в триллионах!
Так почему же оборона, учитывая её значимость как с политической, так и с экономической стороны, осталась без должного внимания? Именно финансирование является основным показателем того, насколько усилена оборона страны. Этот фактор показывает то, насколько неправильно со стороны государства была организована работа в части безопасности страны, а также то, что нужно в кратчайшие сроки менять политику в данном вопросе. Слабые стороны уже известны, и чтобы подобные «январские события» не повторились, оборона страны должна быть готова.
Если рассматривать международный опыт, Казахстан уступает многим странам. В рейтинге стран мира по расходам на оборону Казахстан занимает 115-е место, что крайне печально. Показатели республики ниже, чем у всех государств ЕАЭС. В рейтинге учитывается доля расходов на оборону от ВВП. Считается, что это наиболее точный показатель расходов на военное дело, поскольку он нивелирует влияние размера экономики страны на абсолютные размеры расходов.
Так, уровень расходов РК на оборону от ВВП в 2020 году составил 1,1%, в то время как Армения заняла 8-е место в мире (4,9% от ВВП), Россия — 10-е место (4,3%), Кыргызстан — 62-е место (1,8%), Беларусь — 100-е место (1,3%). Среди стран СНГ высокие показатели демонстрируют также Азербайджан (5,4% от ВВП), Украина (4,1%) и Грузия (1,8%).
Кроме того, если во многих странах показатель растёт, то в РК с момента обретения независимости расходы на оборону от ВВП остаются неизменными — в пределах 1% ежегодно.
Таким образом, мы видим, что на оборону в Казахстане выделяется недостаточный объём средств, как в масштабе страны, так и в мировом масштабе. Учитывая опыт стран, которые столкнулись с похожей ситуацией, мы считаем, что в последующие годы, в том числе и в текущем, расходы государства на оборону будут увеличены.