Прямая трансляция

Астана

Астана

-10.03°C

Олжас Худайбергенов высказался о провальной политике по развитию казахского языка в стране

Известный казахстанский экономист Олжас Худайбергенов, который ранее занимал должность внештатного советника президента Казахстана, считает, что после прошлогоднего инцидента председатель комитета языковой политики страны Адилбек Кабаев должен был уйти в отставку. Но, поскольку этого не произошло, он задал ряд вопросов главе профильного ведомства и отметил его провальную политику по развитию казахского языка, передаёт Paryz.kz.

Олжас Худайбергенов высказался о провальной политике по развитию казахского языка в стране
Фото: Турар Казангапов

В октябре прошлого года, как пишет экономист, Адилбек Кабаев опубликовал пост, в котором выдал себя за участника декабрьских событий 1986 года.

"После того, как Канат Тасибеков указал на ложь, Вы удалили пост, тем самым подтвердив утверждение Каната Тасибекова. Таким поступком Вы, как минимум нарушили Кодекс этики госслужащего и заслуживаете выговора, а как максимум, если бы у Вас были честь и достоинство, извинились бы и подали в отставку! Люди хотят видеть на таких должностях тех, кто демонстрирует лучшие моральные принципы, а не приспособленцев, ищущих способ прикрыть отсутствие должной репутации и компетентности", - написал Худайбергенов.

По мнению автора текста, из-за провальной политики по популяризации казахского языка создается феномен, когда неказахское население длительное время не изучает казахский язык.

"В ответ отдельные граждане, поддавшись на эмоции, пытаются взять этот процесс в руки и исправить ситуацию не совсем правильными методами, рождая лишь конфликты и ухудшая отношение к казахскому языку. Они предпочитают придираться к продавцам, тогда как правильнее ставить прямые вопросы Вам. Так как эти события являются исключительно результатом провальной политики по поддержке и развитию казахского языка, а также отсутствия должной реакции и разъяснительной работы со стороны Комитета", – добавил он, опубликовав ряд вопросов к председателю комитета в части поддержки и развития казахского языка за 2011-2020 годы.

1. Сколько было выпущено художественных книг, в том числе для детей, за эти 10 лет? Насколько это больше или меньше объема соответствующей книгопечатной продукции за 1981-90 годы, чтобы понять насколько реально мы заботимся о казахском языке в сравнении с СССР? Бытует мнение, что за 30 лет независимости объем выпущенных художественных книг меньше, чем за один советский год. Пожалуйста, подтвердите или опровергните этот тезис.

2. Сколько новых писателей появилось за вышеуказанный 10-летний период? Сколько из них и какую поддержку получили от государства? Сколько книг было написано этими читателями? Какая часть вышла на международный уровень? Каким писателям помогли с переводом их книг на зарубежные языки?

3. Сколько появилось it-приложений по изучению казахского языка? Какая часть появилась благодаря господдержке и в каком объеме? Есть ли статистика по их использованию?

4. Сколько газет и журналов научно-популярного жанра появилось на казахском языке? Какая часть и каким образом была поддержана государством? Если программы по подписке и распределению среди школ и вузов?

5. Сколько фильмов и мультфильмов переведены на казахский? Как в режиме дубляжа, так и в режиме титров? Есть ли школьные программы, позволяющие учителям с детьми ходить на эти сеансы бесплатно для просмотра фильмов или мультфильмов на казахском языке?

6. Сколько авторских курсов по изучению казахского языка было поддержано государством? Были ли поддержаны Канат Тасибеков, Владислав Тен и другие, чьи имена известны широкой публике? Если поддержаны те, чьи имена неизвестны, пожалуйста огласите список этих людей.

7. Есть ли конкурсы на знание казахского языка среди школьников, студентов, и тех, кто уже работает? Если конкурсы отдельно среди неказахской аудитории? Есть ли другие виды конкурсов, например, на лучшую дикцию среди знающих казахский язык? Или знание редких слов? Или владение литературным казахским? Или интеллектуальные викторины, где на вопросы смогут ответить те, кто прочитал больше всех художественные книги на казахском?

8. Появились ли научно-популярные передачи на казахском ТВ? Какая часть финансировалась государством? Появились ли отечественные фильмы или мультфильмы, которые стимулирует изучение базового уровня казахского языка, в том числе за счет активного смешения казахского и русского языка?

9. Какая доля средств, заложенных на госпрограмму ушла на семинары и тренинги? Можно ли обнулить эту статью расхода в новой Госпрограмме?

10. Сколько было выявлено коррупционных преступлений в ходе реализации Госпрограммы? Какие выводы об эффективности были у Счетного комитета?

11. В свете последних событий можно ли объявить конкурсы на лучший объект торговли среди МСБ на знание казахского языка среди неказахоязычных работников? Желательно сделать конкурс ежеквартально (минимум ежегодным) и для каждого района, а заявлять претендентов должны благодарные жители этих районов.

12. Какие есть экономические стимулы для изучения казахского языка? Можно ли продумать меру, что для компаний числом сотрудников более 50 человек, где все сотрудники сдали Казтест минимум на 90 баллов, государство вернет уплаченный ранее ИПН за последний год?

На эти вопросы Худайбергенов попросил ответить публично.