Казахстан за 30 лет добился успехов в экономическом развитии и живет в условиях политической стабильности — вот основные месседжи выступления, прозвучавшие 28 апреля из уст Нурсултана Назарбаева, пришедшего к власти еще до распада СССР.
Бывший президент Нурсултан Назарбаев на сессии Ассамблеи народа Казахстана говорил об «экономическом росте» и «стабильности», «достигнутых» за десятилетия страной, которой он, по мнению многих, продолжает де-факто управлять, несмотря на отставку в 2019 году. Почему эксперты считают утверждения Назарбаева «манипуляцией» рассказал журналист "Радио Азаттык", передает Paryz.kz.
Казахстан за 30 лет добился успехов в экономическом развитии и живет в условиях политической стабильности — вот основные месседжи выступления, прозвучавшие 28 апреля из уст Нурсултана Назарбаева, пришедшего к власти еще до распада СССР.
Экс президент привел несколько цифр, которые, видимо, призваны подтвердить достижения страны за годы его правления.
Назарбаев не впервые сравнивает социально-экономические показатели сегодняшнего дня с показателями 1990-х, когда страна переживала мощный кризис и еще не наладила экспорт за рубеж сырьевых ресурсов, доходы от продажи которых составляют львиную долю поступлений в бюджет. Эксперты видят в проведении параллелей с тяжелыми 1990-ми политическую уловку.
— Сравнения ситуации 30-летней давности с настоящим — очередная манипуляция. Он (Назарбаев. — Ред.) не может сравнивать с тем, что было десять лет назад, потому что экономика Казахстана не росла с 2009–2010 годов, когда цены на нефть резко упали, — рассуждает казахстанский политолог Шалкар Нурсеитов, выпускник магистратуры стратегических коммуникаций Университета Джорджа Вашингтона в США.
Международные финансовые институты на протяжении многих лет рекомендуют Казахстану диверсифицировать экономику и начать уходить от сырьевой зависимости. Власти на словах провозглашают диверсификацию, однако на деле ситуация, по мнению экспертов, практически не меняется — собственных крупных производств и перерабатывающих предприятий в стране как не было, так и нет.
— Несмотря на существование Программ индустриально-инновационного развития и пятилетних планов, четкой информации о том, как они реализуются, нет. Мы видим, что 70 процентов нашего экспорта по-прежнему составляет сырье, а это значит, что у нас очень мало готовой продукции. Если бы эти программы были реализованы, Казахстан был бы в числе самых развитых стран, — говорит экономист Меруерт Махмутова, эксперт Центра анализа общественных проблем.
Назарбаев на заседании Ассамблеи народа Казахстана 28 апреля упомянул, что «международные резервы страны превысили 90 миллиардов долларов» и что «Национальный фонд спасает от экономических потрясений».
— Да, золотовалютные резервы и средства в Национальном фонде составляют 90 миллиардов долларов — это факт. Другое дело, конечно, — как тратятся эти деньги, — отмечает экономист Магбат Спанов.
В прошлом году на фоне пандемии коронавируса и экономического кризиса Казахстан изъял из Нацфонда и перевел в республиканский бюджет шесть триллионов тенге (более 13 миллиардов долларов), тогда как изначально планировал трансферт на уровне 2,6 триллиона тенге. Кроме того, страна впервые в истории привлекла внешние займы на покрытие дефицита бюджета.
В условиях коронавирусных ограничений 4,6 миллиона казахстанцев, или около 42 процентов трудоспособного населения, получили временные выплаты в размере 42 500 тенге (это минимальная заработная плата), при этом национальный статистический орган сообщил, что уровень бедности составляет 5,7 процента. Назарбаев же в своем выступлении назвал цифру «ниже 10 процентов».
Экономист Меруерт Махмутова считает, что слова Назарбаева о том, что в 1990-х годах 47 процентов населения Казахстана жило за чертой бедности, не совсем корректны.
— Черта бедности была зафиксирована только в 1994 году и достигала 38 процентов. Сказать, что сейчас она упала до 4,5 процента, неправильно, потому что у нас есть сомнения по поводу системы оценки бедности. Если правительство считает кого-то «бедным», то должно оказывать им помощь. Нет бедности — нет нужды помогать. С 2005 года правительство Казахстана прекратило принимать программы по сокращению бедности, а прежде они принимались ежегодно, — отмечает она.
По оценкам экспертов Всемирного банка, количество бедных в Казахстане в 2020-м, который назван финансовым институтом самым тяжелым для страны за последние 20 лет годом, увеличилось на 14–16 процентов. В июле прошлого года банк прогнозировал, что в центральноазиатской стране дополнительно еще более 800 тысяч человек окажутся за чертой бедности.
Бывший президент Казахстана 28 апреля заявил, что за 30 лет в стране проложено более 13 тысяч километров автомобильных дорог и построено 2,5 тысячи километров железных дорог. Состояние магистралей улучшилось, сказал Назарбаев. Но Казахстан занимает 115-е место среди 137 стран в рейтинге качества дорог Всемирного экономического форума за 2019 год. По данным Статистической службы Европейского союза, Казахстан входит в первую пятерку стран мира по количеству дорожно-транспортных происшествий. Низкое качество дорожного покрытия считается одной из причин большого числа автомобильных аварий в стране, а причины некачественного ремонта многие связывают с высоким уровнем коррупции и распространенностью «откатов» (в «Индексе восприятия коррупции 2020 года» международной организации Transparency International Казахстан находится на 94-м месте и значится в числе стран, наиболее восприимчивых к коррупции).