В феврале 2022 года ситуация в мировой авиационной отрасли, включая Казахстан, претерпела значительные изменения. Paryz.kz изучил, насколько востребованным направлением остается Россия, какова динамика воздушного сообщения между странами и кто отказался от полетов в соседнюю страну.
Насколько востребована авиация в Казахстане?
Как сообщает Freedom Finance Global со ссылкой на Бюро нацстатистики, в 2023 году общий объем пассажироперевозок в Казахстане составил 1,58 млрд человек. Количество пассажиров, перевезенных воздушным транспортом, составляет 13,3 млн человек, что составляет около 0,84% от общей массы. Зато по приросту воздушный транспорт занял второе место — годовая динамика составила 20,7%. Рост количества авиапассажиров в январе — сентябре 2024 года составил 11,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По сравнению с 2020 годом пассажирские перевозки авиационным транспортом выросли в 2,4 раза (с 5,5 до 13,3 млн человек).
Как отмечает автор статьи, аналитик Freedom Finance Global Ансар Абуев, лишь в 2023 году отрасль смогла достичь уровня 2019 года по количеству международных рейсов: тогда вылетов в другие страны было 31,6 тыс., в 2020-м их количество снизилось до 9,6 тыс. Показатель 2023 года — 33,2 тыс. Однако их доля от общего количества полетов все еще находится ниже уровня 2019 года: 34% в 2019 году против 32% — в 2023 году.
ffin.kz
Как повлияло на казахстанское небо начало войны России с Украиной?
Для международной авиации ситуация значительно изменилась в силу того, что сначала закрылось воздушное пространство Украины, позже российское (и белорусское) небо стало также недоступно для ряда авиакомпаний. Одни обходили стороной воздушный коридор России по собственному решению, а другим в принципе это запретили — РФ закрыла воздушное пространство в ответ на санкции. В результате этого всего Казахстан становится все более привлекательной страной как транзитный хаб.
Еще в 2022 году тогдашний глава Комитета гражданской авиации Талгат Ластаев рассказал, что часть авиакомпаний «изменила свои маршруты из-за конфликта между Украиной и Россией». Многие из них стали летать через Казахстан.
«Были введены взаимные запреты на полеты со стороны европейских государств и зеркальные меры со стороны России. Здесь уже часть потока иностранных компаний стала облетать Россию. Если мы говорим об авиакомпаниях Юго-Восточной Азии, Индии, Катара, то они беспрепятственно летят через территорию России, на них ограничения не распространяются. Если по общему количеству полетов смотреть, ничего большого пока не выигрываем от этого, там небольшое увеличение — потому что с одной стороны часть иностранных компаний из-за того, что не могут пролететь над Россией, облетают и Казахстан в том числе. С другой стороны, по той же самой причине они летят южнее и вместо России летят по территории Казахстана. Баланс практически сохранен. К примеру, впервые через нас перенаправили свои полеты малазийская авиакомпания Malaysia Airlines, EVA Air — это Тайвань, Jet Airways — это Индия, Biman Bangladesh Airlines — это Бангладеш. Европейские компании, в принципе, также использовали наше воздушное пространство, просто полеты были не в таких количествах», — рассказывал он.
В июле 2024 года появилась интересная новость: появился новый маршрут для полетов из Европы в Юго-Восточную Азию, который проходит через воздушное пространство Казахстана и Узбекистана.
«Новым маршрутом уже воспользовались такие авиакомпании как Lufthansa Cargo (Германия), Cargolux (Люксенбург), Cargolux Italy (Италия), Nomad aviation (Швецария), Western Global Airlines(США), Aerologic Cargo Airlines (Германия). Общая протяженность воздушного коридора Т916 составляет 2187 км. Из них 437 км борты используют воздушное пространство Республики Узбекистан, остальные 1750 км пролетают над территорией Республики Казахстан. По словам специалистов РГП «Казаэронавигация», новый воздушный коридор повысит привлекательность казахстанского неба для зарубежных авиакомпаний», — сообщали в пресс-службе Комитета гражданской авиации.
Фото: lufthansa-cargo.com
Как сейчас выглядят взаимоотношения Казахстана с Россией по части авиасообщения?
Пока авиакомпании пытаются маневрировать в меняющейся геополитической обстановке, корректируя маршруты, спрос на российское направление из Казахстана остается высоким, несмотря на санкции и прочие ограничения. Количество респондентов, которые чаще всего посещают Россию, растет по мере увеличения их возраста. Так, меньше всех данную страну посещают респонденты 18–24 лет, и, соответственно, нетрудоустроенные учащиеся вузов. Больше всех совершают туда перелеты люди старшего возраста — 46,7%.
В мае 2024 года в КГА сообщили, что наибольшее количество международных рейсов из Казахстана выполняется в Российскую Федерацию — 139 рейсов в неделю по 31 авиамаршруту. Из Казахстана самолеты летают в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Минеральные воды, Казань, Сочи, Красноярск, Новосибирск, Махачкалу и Грозный.
Например, из Алматы регулярные рейсы выполняет Red Wings — по 4 рейса в неделю, а также авиакомпании «Россия», «Азимут», «Аэрофлот и S7. Также из южной столицы можно улететь в Иркутск или Якутск с компанией Yakutia Airlines.
Из Астаны российская Red Wings летает еще чаще. Например, по одному разу в неделю можно улететь прямым рейсом до Минеральных вод или Казани. В Екатеринбург Red Wings перевозит пассажиров из Астаны по 3 раза в неделю. Также из столицы по-прежнему летают S7, «Аэрофлот» и «Россия».
Продолжают ли полеты в Россию казахстанские авиакомпании?
Отечественные авиаперевозчики стараются быть аккуратнее с этим направлением. Полный запрет на полеты в РФ выписала Air Astana.
«Air Astana с сожалением сообщает, что по причине прекращения страхового покрытия коммерческих полетов из/в Российскую Федерацию и над ее территорией все полеты по данному направлению будут приостановлены», — объяснили в авиакомпании.
В данный момент ни один борт не летает в РФ, зато компания активно развивает новые направления. Например, месяц назад в Air Astana сообщили о расширении сообщения с Таиландом, Южной Кореей и Китаем. Судя по всему, расширение альтернативных направлений — это текущая стратегия, потому что пока возвращаться к полетам над Россией не планируют.
Как сообщал Курсив в феврале 2024 года, снижение доли британской BAE Systems в авиакомпании Air Astana с 49% до 15,3% в рамках первичного публичного размещения (IPO) не скажется на решении о приостановке полетов в Россию.
«На самом деле решение прекратить полеты в, из и над территорией Российской Федерации в марте 2022 года не было связано со структурой акционеров. Это было связано со страхованием воздушных судов, выполнением рейсов в РФ, также обеспечением критически важных сервисов по обслуживанию воздушных судов в портах РФ и целым рядом других чисто технических вопросов, поэтому факт проведения IPO этого решения не меняет», — заявил Питер Фостер.
Питер Фостер. Фото взято с сайта kapital.kz
Fly Arystan также не совершает перелеты в Россию — из международных направлений у них действуют Турция, Грузия, Кыргызстан, Узбекистан, Азербайджан и Китай.
Другие авиакомпании еще практикуют полеты в Россию. Например, SCAT регулярно летает в Москву и Санкт-Петербург.
Qazaq Air выполняет регулярные рейсы в Екатеринбург, Новосибирск и Омск. Однако сегодня, 27 декабря, в компании заявили о намерении временно приостановить выполнение авиарейсов по маршруту Астана — Екатеринбург в период с 28 декабря этого года по 27 января 2025 года.
«Приостановление рейсов осуществлено для обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа по итогам постоянно проводимой оценки рисков полетов в Россию. Авиакомпания продолжит выполнение рейсов в Омск и Новосибирск, которые в настоящее время продолжают соответствовать критериям оценки рисков QAZAQ AIR. Возобновление авиарейсов в Екатеринбург будет осуществлено по итогам повторной оценки рисков. Пассажирам отмененных рейсов будет обеспечен возврат полной стоимости авиабилетов и предложено бесплатное перебронирование на альтернативные авиарейсы», — объяснили в авиакомпании.
Резюмируя, стоит отметить, что авиационные ограничения могут стать не только вызовом, но и дать возможности для развития отрасли в Казахстане. Некоторые эксперты сходятся во мнении, что наша страна вполне может стать транзитным хабом, в том числе для грузоперевозок. Что касается полетов в Россию, то нужно оставаться реалистами — спрос уменьшится нескоро. Наши страны объединяет длинная история, и у многих казахстанцев там живут родные и близкие, других соотечественников связывают с Россией рабочие отношения. Однако, учитывая и последние события с авиакатастрофой в Актау, авиакомпаниям стоит тщательнее отнестись к оценке рисков и, возможно, взять пример с Qazaq Air.