Прямая трансляция

Астана

Астана

-6.03°C

Станет ли Транскаспийский маршрут экспортным чудом для Казахстана?

С 2017 года Казахстан и несколько других стран развивают Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). Этот торговый коридор идет в обход России. И пришелся весьма кстати, когда война в Украине обернулась для России экономической изоляцией, а для Казахстана – угрозой вторичных санкций. Но до экспортного прорыва за счет ТМТМ, похоже, еще далеко. Почему – попытался разобраться Paryz.kz.

Станет ли Транскаспийский маршрут экспортным чудом для Казахстана?
Фото: pixabay.com

Что такое Транскаспийский маршрут и почему он важен?

Его полное название Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), но еще он известен как Средний или Срединный коридор (Middle Corridor).

Маршрут соединяет Китай и европейские страны через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан и Грузию. Другими словами, по информации ia-centr.ru, коридор берет начало из китайского морского порта Ляньюньган и далее доходит до сухого порта в городе Сиань. Переход в Казахстан осуществляется через Урумчи и казахстанские Достык и Алтынколь, откуда товары доходят до казахстанских портов Актау и Курык. После перегрузки грузов в морские суда и обратно на поезда в Бакинском порту далее следует маршрут до грузинских портов Батуми и Поти. Оттуда контейнеры по морскому маршруту следуют до портов Румынии, Болгарии и стран Южной Европы. Маршрут насчитывает 10 тыс. километров железнодорожных сетей и 10 морских портов. И из-за постоянной смены вида транспорта считается мультимодальным.

Проект стартовал в 2013 году в Астане на II Международном транспортно-логистическом бизнес-форуме «Новый Шелковый путь», в 2017-ом коридор начал работу, а из-за антироссийских ограничений и угрозы вторичных санкций после начала войны в Украине Транскаспийский международный маршрут приобрел новое значение, поскольку пролегает в обход России.

Казахстан через ТМТМ экспортирует черные и цветные металлы, уголь, ферросплавы, продукты нефтехимии и агропрома – зерновые, масличные и бобовые культуры. Объемы грузоперевозок растут. По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития от 2021 года, в 2017 году по маршруту проследовало всего 0,3 тыс. контейнеров, в 2018-ом – 3,9 тыс. ДФЭ, а в 2019 году объемы увеличились в два раза – до 7,4 тыс. контейнеров. Однако эту динамику эксперты считают слабой, а потенциал не раскрытым полностью.

В чем проблема?

Административные барьеры, ограничения портовой инфраструктуры, длительные сроки доставки грузов, перечисляет dknews.kz в июле 2023 года. А эксперт Всемирного банка Виктор Арагонес в ноябре 2023-го озвучил главные вызовы, мешающие странам-участницам развивать ТМТМ. Он, например, указал, что в Казахстане «основное узкое место» – это то, что в сильно ветреные дни морской порт Актау закрывается: работать нельзя из-за дефицита оборудования. А одновременно трем странам – Казахстану, Азербайджану и Грузии – эксперт рекомендовал предоставить больше ясности и четкости по фрахтовым ставкам и портовым тарифам.

«По результатам опроса мы определили, что тарифы по ТМТМ высокие, они не унифицированы. Клиенты говорят, что цены по сравнению с другими альтернативными маршрутами высокие и непредсказуемые. Не понятно, меняются ли тарифы на следующий год, поэтому грузоотправителям трудно развивать деятельность и транспортировку товаров по коридору. Они также не могут оценить ожидаемое время прибытия грузов, отсутствует цифровой обмен информацией и документами», - цитирует Виктора Арагонеса kapital.kz.

А совсем недавно о проблемах, тормозящих «становление Казахстана полноценным транспортно-логистическим хабом», высказался премьер-министр Олжас Бектенов.

«Многие страны центральноазиатского региона работают над развитием своей инфраструктуры, ставят амбициозные цели по встраиванию в международные транспортные маршруты. Именно поэтому необходимо в активном режиме наращивать возможности нашей инфраструктуры, устранять узкие места, увеличивать объемы транзитных перевозок в направлении «Восток-Запад». Нам надо быть более конкурентоспособными, показать партнерам выгоду наших маршрутов и услуг», - сказал Бектенов на заседании правительства 26 ноября.

Он сразу отдал поручения:

- ускорить улучшение инфраструктуры порта Актау для роста перевалки железнодорожных грузов и повышения потенциала морских перевозок,

- завершить строительство контейнерного хаба и работ по дноуглублению порта Актау в 2025 году.

А что думают в правительстве?

Коллеги премьера по Кабмину, судя по всему, уже сейчас смотрят на результаты работы Транскаспийского маршрута с оптимизмом. Оптимизм, как водится, строится на цифрах. Так, по данным министра транспорта Марата Карабаева, перевозки по ТМТМ за 10 месяцев составили 3,8 млн тонн – это рост на 68%. При этом контейнерные перевозки выросли в 2,7 раза (с 17,3 тыс. ДФЭ до 46,3 тыс. ДФЭ), а конкретно из Китая - в 25 раз.

«Этому значительно способствовало открытие в прошлом году в городе Сиянь совместного терминала «Казахстан-Китай». Вдоль коридора выстраивается сеть терминалов: дополнительно к терминалу в Сияне в порту Поти запущен казахстанский терминал. Совместно с китайской компанией «Ляньюньган порт» началось строительство контейнерного хаба в порту Актау. По порту Курык компанией «Abu Dhabi Port» ведутся работы по строительству многофункционального терминала «Саржа». Прорабатывается вопрос строительства казахстанского терминала в европейской части коридора», - отметил министр в правительстве 26 ноября.

Он также сообщил, что уже в 2025 году количество контейнерных поездов увеличится с 400 до 600, а до 2029 года – до 3000; не оставил без внимания цифровые решения - до конца года Казахстан, Азербайджан и Грузия интегрируются в «Цифровой торговый коридор», а система TEZ Customs на казахстанско-китайской границе позволит сократить время таможенных процедур с четырех часов до 30 минут.

«Все указанные меры позволят нарастить возможности маршрута до 10 млн тонн в год и обеспечить его бесперебойное функционирование», - заверил министр транспорта.

Ну а как будет на самом деле – покажет время.