Своим мнением в интервью YouTube-каналу ADAL Adam Live поделился известный адвокат Макиш Ескараев
Ескараев начал с законодательных требований, которые необходимы для вердикта в виде пожизненного лишения свободы: все десять присяжных и судья должны проголосовать, что подсудимый виновен в совершении преступления.
«Они должны быть согласны, что подсудимому необходимо назначить именное такое наказание. Теоретически такое наказание возможно. Оно не исключается, закон позволяет. Присяжные с судьей, когда зайдут в совещательную комнату, это только им решать, как они ситуацию видят»,
- сказал спикер.
Но Ескараев допускает, что в назначении именно такого вердикта у присяжных и судьи может не быть единства. Причина, как объясняет собеседник, в сомнениях: да, обвинение предоставило веские доказательства, но и доводы защиты Бишимбаева со счетов сбрасывать нельзя.
«Приведем в пример алматинского террориста: было совершено убийство, и это обвинение не вызывало сомнений. Человек должен быть стопроцентно уверен, что это действительно так. В этом случае возникает моральное право уверенно обсуждать назначаемое наказание.
В случае с Бишимбаевым - у защиты есть определенные доводы, которые ставят под сомнение предъявляемое обвинение. Да, это преступление ужасно. Об этом надо сказать. Ни в коем случае не выступаю защитником Бишимбаева. Любое убийство, причинение смерти – это трагедия.
Но если есть определенные сомнения, если точнее - нет убежденности в правильности квалификации действии, то назначать пожизненное лишение свободы – это, наверное, будет с точки зрения закона и с точки зрения морали не совсем верное решение»,
- заключил Ескараев.
Суд над Куандыком Бишимбаевым, экс-министром экономики, проходит с участием присяжных заседателей в Астане. Бишимбаева обвиняют в истязании и убийстве с особой жестокостью гражданской жены Салтанат Нукеновой. Второй подсудимый – брат Бишимбаева Бахытжан Байжанов, директор гастроцентра, где произошла трагедия. Байжанова обвиняют в укрывательстве особо тяжкого преступления.
В суде Бишимбаев заявил, что признает, что «нанес побои, которые привели к смерти Салтанат Нукеновой», но не признает, «что сделал это умышленно и с особой жестокостью».
Байжанов отрицает вину полностью. «Я могу поклясться, что не знал» о преступлении, заявил он, выступая в суде с последним словом.
10 мая председательствующая судья Айжан Кульбаева отправила присяжных в совещательную комнату, а стороны процесса приступили к формулированию трех главных вопросов, которые решат судьбу подсудимых.