Таксисты - это особая категория людей. У них свой распорядок дня, свои заработки, свои правила. Сегодня это уже не мужчина средних лет в серой засаленной кепке и кожаной куртке. На вызов может приехать как пожилой человек на стареньком "Жигули", так и бизнесмен на "Гелендвагене" (да, есть и такие).
Водителем такси может стать любой желающий, независимо от наличия автомобиля и работы. Мы часто слышим от пассажиров в адрес таксистов критику, а еще именно их считают одной из причин пробок в крупных городах. Как проходят будни представителей самой популярной профессии в Казахстане? Корреспондент Tengrinews.kz поговорила об этом с алматинскими ребятами, передает Paryz.kz.
Мерей Орымбаев, Алматы
В сфере такси около 10 лет.
"Одно из отличий работы в такси - здесь не нужно добираться до работы"
Мерей периодически устраивался работать в частные компании в разных сферах. Но всегда в свободное время не переставал таксовать. Сейчас он полностью погрузился в работу таксиста.
"В такси свободный график работы. Я пробовал и в ночную смену работать, и с утра пораньше до обеда, а потом после обеда до позднего вечера. Последние три-четыре года в основном я работаю в дневное время, это около 8-10 часов. Выходной у меня один день в неделю, в будни. В субботу и воскресенье предпочитаю таксовать, так как в эти дни в городе меньше пробок".
Мерей родом из поселка Шакпак баба (Туркестанская область). В Алматы переехал 15 лет назад.
"Сейчас я проживаю в Калкамане-2. Одно из отличий работы в такси - здесь не нужно добираться до работы. Вышел из дома, завел машину, прогрел, все, ты уже на своем рабочем месте. Даже когда заканчиваешь смену, ищешь заказ по пути домой".
"Каждый сотый клиент - проблемный"
Безусловно, за годы работы люди в такси попадались разные.
"Один раз приехал на заказ, сел клиент. Это был мужчина, полностью переодетый в женщину. Если бы я не услышал его голос, то не понял бы, что это мужчина. И этот человек всю дорогу с кем-то ругался, на матах. Они грозили друг друга "сдать", фотки кому-то отправить. Моя задача тогда была - как можно быстрее доехать до пункта назначения.
Еще помню печальный случай. Как-то вез одну девушку из микрорайона на вокзал. Она в самом начале попросила, чтобы я не задавал лишних вопросов, и попросила поставить музыку погромче. Всю дорогу пассажирка очень сильно плакала.
А у меня сердце разрывалось, но так как она попросила не вмешиваться, я так и сделал. Довез девушку до вокзала и по пути только смог предложить ей салфетки. Каждый раз, когда вспоминаю эту историю, мне становится грустно".
Мерей отказался от работы в ночное время по причине того, что было много проблемных клиентов.
"По ночам могут тебе наблевать в машине, или пьяный человек может уснуть. А днем люди ездят по делам, там меньше проблем. Но все равно всякие попадаются. В моем случае каждый сотый клиент - проблемный. Могут указать неверно адрес, а потом обвинить меня в том, что не там припарковался, и всю дорогу доказывать, что я не прав.
Вообще, если со мной пассажир первый не заговорит, я разговор не начинаю".
О пробках, лицензировании и зарплатах
Поскольку работать в такси может почти каждый, в городе появилось много таксистов. Часто в соцсетях алматинцы жалуются на то, что именно водители такси создают пробки на дорогах. Мерей так не считает.
"Да, такси на дорогах много. Сейчас очень много людей зарабатывают себе на жизнь таким способом. Но пробки в Алматы возникают не из-за этого. Причина пробок - полное отсутствие водительской солидарности и уважения друг к другу, а также незнание ПДД. При этом люди, которые должны решать эти проблемы, некомпетентны и не справляются со своей главной задачей. Таксистов многие критикуют, но, возможно, в этом нет вины тех, кто реально этим зарабатывает. Скорее всего, репутацию такси портят так называемые бомбилы.
Нужно ли всех таксистов лицензировать? Думаю, в таком случае мы, как лицензированное такси, должны получать качественные лицензированные продукты - моторное масло, топливо, запчасти и так далее. Ведь таксисты ездят в 20-30 раз больше, чем обычные горожане. У нас на амортизацию автомобиля уходит в 20 раз больше денег, чем у других водителей. И когда каждый раз видишь, как поднимаются цены на бензин, продаются некачественные запчасти втридорога, без гарантий, о каком лицензировании такси идет речь?"
Что касается зарплаты, то, по словам собеседника, в Алматы большую роль играет сезонность. С января по март спрос на такси минимальный, с октября по декабрь - на пике. Также влияет стаж работы, знание города, наличие машины, тариф.
"Если не считать все расходы - амортизацию, бензин, обеды, комиссии, сервисы, то в среднем в час от полутора тысяч до трех тысяч тенге себе в карман вы будете откладывать. В дальнейшем все зависит от человека, сколько он готов работать. При 8-часовом рабочем дне в месяц можно как минимум заработать 300 тысяч тенге".
"Хотелось бы больше понимания"
Многие считают, что такси - это легкий способ заработка, но это отнюдь не так, говорит казахстанец.
"Если вы живете в Алматы и ездите каждый день на работу, отвозите детей в школу, то уже понимаете, какой это стресс - ездить за рулем в этом городе. А теперь представьте водителя такси, который в 20 раз больше вас ездит ежедневно. Какой это должен быть стрессоустойчивый человек! Еще когда каждый второй тебе сигналит, "фарит", ругается, учит, как ездить, говорит, как все таксисты надоели. Хотелось бы больше понимания. В наше время люди разучились ставить себя на место другого человека".
- А что еще хотелось бы пожелать пассажирам?
- Люди возмущаются, почему такси дорогое, когда идет дождь. Но вы же понимаете, что, когда растет спрос, поднимается и цена. И эту цену не ставят таксисты, ее определяют сервисы. Не вините водителя.
Если у вас очень узкий двор и там негде развернуться, ну пройдите метров 20-30. Не оставляйте в салоне после себя мусор. Если у вас крупная купюра, заранее предупреждайте водителя, а не тогда, когда мы приехали куда-то далеко. Извините, мы не касса. Иногда кажется, что некоторые клиенты специально так делают, чтобы не платить или поругаться лишний раз. У них нет никакой карты, 20 тысяч, и рядом ни одного магазина.
Еще есть обращение к людям, которые, наоборот, сильно жалеют некоторых таксистов. Я сам пользуюсь услугами такси, и иногда ко мне приезжают такие водители, которые вообще не должны в этой сфере работать. Это абсолютно неадекватные люди, с пофигистическим отношением к работе. Если в вашем такси накурено, мусор, водитель разговаривает по телефону, постоянно отвлекается, то поставьте ему самую минимальную оценку. Лучше пусть его забанят. Пока этот человек будет работать на нелюбимой работе, он будет вредить не только самому себе, от этого будут страдать клиенты.