Проблема загруженности общественного транспорта в Алматы стоит остро уже не первый год. Алматинцы жалуются, что им приходится буквально втискиваться в автобусы, троллейбусы и поезда метро и ехать в них как «сардины в банке». Причем это не единственная проблема, с которой сталкиваются горожане. Корреспондент Orda.kz пообщался с жителями мегаполиса и выслушал их претензии, передает Paryz.kz.
В акимате Алматы сообщили, что уже заключили договоры на приобретение 600 новых автобусов на газе и 100 троллейбусов. Около сотни автобусов уже доставили в мегаполис. И в администрации города планируют повысить эти показатели:
«Поставка новых автобусов и троллейбусов будет осуществлена в период с ноября по декабрь этого года. Частные перевозчики уже приобрели 340 автобусов, до конца нынешнего года планируется приобретение дополнительно 390 автомашин».
Сегодня в Алматы работают 23 частных перевозчика и один коммунальный автобусный парк, в состав которого входит и троллейбусный парк. По данным ведомства, организовано 168 регулярных городских и пригородных маршрутов (141 городской и 27 пригородных). Подвижной состав на этих маршрутах состоит из 2 214 машин, а с учетом резерва — 2477. Их регулярность на маршруте, как сообщили в акимате, составляет 90–95 %.
Казалось бы, какие могут быть проблемы с автобусами и троллейбусами, если на дорогах мегаполиса ездят около двух с половиной тысяч машин? Но как бы не так. По словам алматинцев, общественный транспорт в городе все равно перегружен. И это не единственная его проблема.
Автобусы неплохие, но переполненные
Студентка из Алматы Милана Хан каждый день ездит в автобусах — это для нее самый выгодный способ передвижения по городу. Однако в них же ей приходится постоянно сталкиваться и с другими проблемами. Например, с их загруженностью.
«Сами по себе автобусы у нас неплохие, но они переполненные. Порой они так забиты, что ногу не просунуть, не говоря уже зайти и сесть. Бывает такое, что ждешь автобус, а он проезжает мимо на скорости, пустой и с выключенным светом в салоне. Хотя в навигаторе он отображается будто в рейсе. Зачастую из-за этого на остановках собирается много людей, а потом в самих автобусах начинается давка», — говорит алматинка.
По словам девушки, в последнее время участились поломки общественного транспорта, причем именно во время рейса:
«Бывает, едешь спокойно в автобусе или троллейбусе, а он резко останавливается и высаживает людей из-за какой-то поломки. Особенно это заметно с троллейбусами, когда на том же проспекте Абая они резко встают и происходит коллапс, потому что что-то у них случается на линии электропередачи. И все это ведет к тому, что потом все едут, как сардины в банке».
К тому же и сами пассажиры порой мешают передвижению. По словам девушки, некоторые алматинцы игнорируют правила поведения в общественном транспорте — сначала выходящие пассажиры должны покинуть транспорт, а уже потом люди с остановок должны заходить в него.
Но и это, как говорит горожанка, не последняя проблема общественного транспорта. Милана Хан уверяет, что некоторые водители бывают настолько грубы, что позволяют себе устраивать конфликты прямо в салоне:
«Например, водители нередко позволяют себе материться, говорить непристойные вещи, унижать кого-то, курить в салоне, что, конечно же, максимально портит день пассажирам, которым и так приходится ездить с работы и учебы в переполненном общественном транспорте».
«Наплевательское отношение к пассажирам»
Другая жительница мегаполиса, Томирис Исаева, ежедневно утром и вечером добирается на работу и домой на автобусе № 63. Она тоже поделилась с корреспондентом Orda.kz своими не самыми приятными впечатлениями.
«Ужасное обслуживание маршрута, наплевательское отношение к пассажирам. Каждый раз не знаешь, доедешь ли ты до дома или до работы или водитель высадит тебя на остановке возле Зеленого базара или на улице Макатаева. Знаю, что там у него конечная, но далеко не всегда водитель предупреждает об этом заранее. Чаще это происходит внезапно», — говорит Томирис.
После этого, по словам алматинки, пассажирам приходится ждать автобусы чуть ли не по полчаса. При этом многие опаздывают на работу или учебу:
«И путь домой вместо 40 минут растягивается до полутора часов. При этом непонятно, по какому принципу водитель сходит с маршрута, потому что я езжу в одно и то же время. То есть, получается, что нет никакого расписания таких «конечных» остановок?»
«А иногда водители 63-го маршрута могут высадить пассажиров, мотивируя это неполадками в автобусе. И действительно, в салоне часто пахнет жженой резиной», — продолжила горожанка.
По словам Томирис Исаевой, оставляет желать лучшего и манера вождения алматинских водителей автобусов. По ее словам, пассажиры иногда «летают» по салону:
«Часто водители не следят за посадкой и высадкой на остановках. Автобус может тронуться, пока человек заходит, или зажать его дверями. При этом и жалобы не помогают, пассажиры часто звонят в акимат после подобных инцидентов, но ничего не меняется».
Что на это ответил акимат?
Корреспондент Orda.kz обратил внимание, что порой на одних маршрутах может быть задействовано большое количество автобусов, когда как на других их всего по пять-шесть. Об этой и других проблемах общественного транспорта Алматы высказались в акимате города.
В ведомстве объяснили, как высчитывается запуск автобусов на том или ином маршруте и как он меняется в часы пик.
Час пик в Алматы. Фото: pikabu.ru
«Количество подвижных единиц, график работы, интервалы движения полностью зависят от пассажиропотока. Из-за заторов и сходов автобусов с линии интервалы и графики движения нарушаются, в связи с чем время ожидания автобусов на линии увеличивается. Однако при сходе автобуса с линии по техническим причинам в течение определенного времени на замену выходит резервный автобус. При необходимости принимаются меры по усилению маршрутов дополнительными автобусами», — ответили в акимате.
Чиновники объяснили, какой интервал между автобусами должны соблюдать водители и сколько времени они могут задерживаться на конечных остановках. Сегодня в Алматы применяется несколько методов разработки расписаний общественного транспорта:
«При каждом завершении рейса автобусы простаивают на конечных пунктах от пяти до 10 минут. С 10:00 автобусы начинают вставать на первый отстой для обеда и отдыха водителей. Продолжительность простоев составляет 30–45 минут. Второй отстой начинается после 14:00. Автобусы также отстаиваются на конечных пунктах в течение 30–45 минут», — сообщили в акимате.
Вернемся к жалобам пассажиров. Как они рассказывают, нередки случаи, когда автобус или троллейбус прямо по дороге на остановку меняет маршрут или вовсе завершает работу, что, кстати, обычно отображается на навигаторах. В акимате также объяснили, с чем это связано:
«На сегодня встречаются случаи отклонения автобусов от утвержденных схем движения. Причинами тому могут быть технические неисправности, автобусы вынужденно возвращаются в парки; объезды участков, на которых перекрыто движение из-за ремонта и т. д.; самовольные нарушения со стороны водителей, в таких случаях рейсы не засчитываются, а в отношении водителей принимаются меры дисциплинарного характера. Также бывает, что водители сходят с линии. В таких случаях перевозчик проводит разъяснительную работу среди водительского состава, применяет меры в отношении допустивших нарушения водителей».
Еще в июле аким города Ерболат Досаев на встрече с жителями Бостандыкского района Алматы рассказал о мерах по улучшению качества сервиса в общественном транспорте. Тогда алматинцы пожаловались на хамское поведение водителей автобусов. Градоначальник ответил, что по после того, как мегаполис посетил президент Казахстана, комитету транспорта поручили пересмотреть договоры по перевозкам, где должна наконец-то появиться ответственность, причем не только за водителей, но и за состояние автобусов: как их моют, обслуживают и т. д.
С августа в Алматы впервые за 11 лет повысили тариф на проезд в общественном транспорте. Тогда Orda.kz сравнила стоимость и условия проезда с другими городами Казахстана, Центральной Азии и мира. Выяснилось, что алматинцы платят за проезд гораздо больше.