Министерство информации и общественного развития РК получило широкие полномочия, в том числе по ограничению деятельности целых онлайн-платформ и мессенджеров. Одним из оснований для крайних мер может послужить распространение на их площадках противоправного контента, передает Paryz.kz со ссылкой на Экспресс К.
По мнению руководителя общественного фонда Digital Paradigm Елжана КАБЫШЕВА, из-за довольно расплывчатых формулировок под определение противоправного можно подвести практически любой контент. Пойдут ли владельцы популярных соцсетей и мессенджеров на поводу у властей, удаляя нежелательную, на их взгляд, информацию? Или о WhatsApp, Facebook и других соцсетях в Казахстане в скором времени придется забыть?
— Честно говоря, мне самому интересно, как это будет происходить у нас. Но я знаю, как это было в других странах. Например, прошлым летом Нигерия заблокировала Twitter, после того как тот удалил твит их президента. Доступ к социальной сети был восстановлен только в январе, но для этого ей пришлось выполнить ряд жестких требований местных властей: открыть местное представительство, наладить с правительством взаимодействие по регулированию контента, — рассказывает Елжан КАБЫШЕВ. — Twitter пошел на это, потому что Нигерия для них более интересный и перспективный рынок, чем Казахстан. Там живут 150 миллионов человек, больше половины населения — молодые люди, то есть их потенциальная аудитория.
Как будет на практике реализовываться подобный закон в Казахстане — вопрос времени. Вместе с тем требования к электронным ресурсам у нас можно назвать более лояльными. Благодаря этому или нет, но крупные корпорации уже сделали первые шаги навстречу нашему правительству. К примеру, компания Meta, куда входят Facebook, WhatsApp и Instagram, в прошлом году заключила с Министерством информации и общественного развития РК соглашение, согласно которому предоставило госоргану прямой доступ к внутренней "системе уведомления о контенте". Вся интрига в том, как теперь будет выстраиваться это взаимодействие. И что случится, если сторонам не удастся договориться об удалении или блокировке того или иного материала.
— Сейчас очень сложно давать прогноз, заблокируют у нас тот же самый WhatsApp или нет. Лично я больше склоняюсь к тому, что нет. Скорее всего, министерство и Meta все-таки найдут точки соприкосновения, — считает эксперт.
— Трудно сказать, какую позицию займет Telegram. В некоторых странах этот мессенджер предпочитает быть заблокированным, чем идти на соглашения с местными госорганами. Как, к примеру, это было в Иране. Хотя в Бразилии они, напротив, исполнили некоторые требования верховного суда. Как видно из этого, Telegram тоже следует тренду по соблюдению национальных законодательств.