Прямая трансляция

Астана

Астана

-17.03°C

"Там, во власти, свои игры": Казахстанцы паникуют по поводу налога на мобильные переводы

Восемь дней назад в Сенате приняли закон о регулировании мобильных переводов. Спустя неделю можно наблюдать панику среди населения – люди массово отказываются от безналичных расчётов, к которым общественность активно призывали этак 5-10 лет назад. Корреспондент редакции Paryz.kz решила узнать, что стоит за планируемым нововведением и стоит ли бояться мобильных переводов.

"Там, во власти, свои игры": Казахстанцы паникуют по поводу налога на мобильные переводы
Фото: nalogikz.kz

Еще задолго до принятия закона, в министерстве финансов Казахстана рьяно утверждали, что налогообложение мобильных переводов ни в ком случае не коснется физических лиц. Мол, новое бремя ляжет на плечи и без того обросших в налоговых выплатах предпринимателях. Что получаем спустя неделю после принятия закона? Все, в том числе физлица, стали массово требовать кэш и лишь некоторые владельцы, к примеру, магазинов сменили таблички с номерами для переводов на QR-коды.

Как только услышали, что в Сенате принят новый закон, мы сразу убрали вывеску с номером для переводов, пока нет QR-кода принимаем наличкой. Многие клиенты, узнав, что нет перевода, уходят, так как сейчас мало кто держит наличные в кошельках, - говорит владельца магазина из города Косшы Алия Кусаинова.

Таких как наша собеседница – тысячи по Казахстану.

Вообще, когда мы получаем заработные платы или какие-то свои заработанные деньги у нас уже удерживают налог. А тут теперь новый оброк. Я думаю это юридические грубейшие нарушение. У нас законы очень интересно принимают. Как будто они не живут в Казахстане и не знают положение народа настоящего времени, - говорит астанчанка К. Сарсембаева.

"Там" (во власти – прим. Ред) свой мир, свои игры и правила. А у простого народа, который с ярмом на шее (долги, кредиты) одна задача - выжить, прокормить семью, - добавляет другая жительница столицы.  

Как я отношусь к налогообложению мобильных переводов? Негативно. У нас ведь как – шаш ал десе, бас алады. Что получается? Мы даем добро мониторить счета каждого гражданина. Это может плохо закончиться. Кроме того, неизвестен механизм определения коммерческой деятельности. А если каждый месяц будет по 500 тыс тенге на карточку поступать, это будет считаться коммерческой деятельностью? Это как в Америке после события 2011 года под предлогом борьбы с терроризмом получили разрешение на слежку своих граждан, - делится мнением житель Акмолинской области Дарын Смаилов, отмечая, что вернулся к кэшу.

От безналичной оплаты стали отказываться и таксисты. При этом даже рядовые казахстанцы уже прекрасно понимают, что введение новых налогов – способ залатать дыры в бюджете.

Введение таких налогов означает наличие проблем в госбюджете, о которых все уже знают, - подтверждает экономит Марат Абдурахманов. - И вместо решения проблемы, чиновники создают новые 10 налогов.

Однако при этом эксперт отмечает, что регулирование мобильных переводов – мера правильная.

Проблема в другом - отсутствии расчёта налоговой нагрузки на физических лиц, а это -  нарушение статьи 4 налогового кодекса с 2016 года. Теневой сектор хотят убрать не имея расчёта налоговой нагрузки. То есть, очередное потому что потому что. И в этой ситуации проигрывают все - вот что печально. Банки, по снижению оборотов, ИП по налогам, бюджет по поступлениям. А чиновники как-нибудь выкрутятся, - добавляет Марат Абдурахманов.  

Еще с начала года экономист предлагал сделать правильные шаги. Сначала: расчёт налоговой нагрузки по отраслям и категориям физлиц. Далее - определение оптимальных ставок налогообложения,

Затем - введение общественного мониторинга госрасходов с переходом на блокчейн. Это когда плательщик налогов платит получателю бюджетных средств. И уже потом - ведение всеобщего декларирования с системой контроля всех операций с деньгами. А как сделали? Явный признак отрицательной селекции кадров. То есть нет людей, которые бы понимали все эти процессы. Нюанс в том, что порог по НДС снизили до 20 000 мрп, то есть 60 млн тенге в год. То есть торговля попадает под НДС. Все попадают. А вот в чем причина, ответа нет. Потому что потому что. По градации Всемирного банка малый бизнес — это обороты до 50 млн долларов, то есть до этого предела смысла брать НДС нет. У нас что? Только то, что нет материальной ответственности всех чиновников, а значит никакого иного результата ждать не приходится, - отмечает Марат Абдурахманов.

Безусловно, через месяц-другой в Казахстане резко упадет показатель мобильных переводов, поскольку итак понятно, что открывать ИП никому не хочется, учитывая уровень бюрократизма в стране. К чему придем в итоге? Очередям к банкоматам? Поживём-увидим….