Агентством по противодействию коррупции по поручению Главы государства проведен комплексный анализ в сфере строительства дорог. Выявлено свыше 1,2 тыс. коррупционных рисков, которые установлены на всех процессах от планирования до освоения средств и приемки работ, передает Paryz.kz.
Сейчас проекты проверяются вручную, что создает условия для явного завышения смет – установлен 591 факт на 11 млрд тенге. Это позволяет нечистоплотным экспертам за вознаграждения давать заключения без замечаний.
"Требует пересмотра назначение экспертизы проектов с акцентом на исключение нерациональных расходов. Экспертиза должна проверять, насколько обоснованы и необходимы заявленные расходы. Мировые стандарты (Сингапур, Гонконг, США, страны ЕС) предусматривают проведение экспертизы эффективности сметы. Отечественная практика ограничена лишь проведением экспертизы соответствия, не изучающей обоснованность затрат", - говорится в сообщении.
Всего Министерству транспорта внесено порядка 100 рекомендаций, направленных на автоматизацию процессов составления и экспертизы ПСД, усиление полномочий Наццентра качества дорожных активов, ужесточение ответственности технадзора, создание цифровой карты автодорог и др.
Также Агентством предложено использовать потенциал КаздорНИИ для научного сопровождения крупных объектов и использования новых технологий.
Одновременно совместно с независимыми экспертами и волонтерами продолжается мониторинг строительства и ремонта дорог в регионах.
"В 2024 году из 258 сопровождаемых участков приняты в эксплуатацию 119 протяженностью 1,8 тыс. км, устранено 95% выявленных дефектов. По поручению Президента страны в целях исключения коррупции в сфере дорожного строительства начато применение механизма «окрашивания денег». Принято решение масштабировать проект на всю дорожную отрасль, которая является одной из проблемных. Будет оцифрован весь цикл планирования и движения бюджетных средств", - сообщили в Антикоре.
В целом проект по «окрашиванию денег» реализуется при активном содействии Нацбанка и Минфина на платформе «Цифровой тенге».
В рамках пилота предусматривается «маркировка» каждого тенге, что позволяет отслеживать движение средств вплоть до конечных поставщиков.
Охвачены отдельные регионы и объекты по вопросам строительства автомобильных и железных дорог, а также приобретения сельхоз техники и животных. Механизм уже заработал и первые цифровые тенге направлены поставщикам и подрядчикам.
Так, 164 млрд «окрашенных» тенге перечислены в рамках строительства железной дороги «Достык-Мойынты» в Карагандинской области, 100 млн цифровых тенге – на ремонт автодороги «Мукур-Кульсары» в Атырауской области.
Глава Антикора отметил, что это очень важный проект, его повсеместное внедрение станет серьезным барьером для хищений.
Также ожидается, что готовность подрядчиков работать «в открытую» с маркированными деньгами будет способствовать развитию честного бизнеса по принципу «Open Book».