В Астане 12 декабря прошла встреча российской делегации Совета федерации во главе с Валентиной Матвиенко и казахстанской стороны, где присутствовал председатель сената парламента Маулен Ашимбаев. Помимо вопросов, которые уже привычны для подобных встреч, снова всплыла тема небезызвестного подоходного налога, а заодно еще и активизировалось обсуждение строительства русскоязычных школ в Казахстане - но обо всем по порядку.
Что было на повестке?
После недавнего визита Владимира Путина в Казахстан обсуждение плотных коммуникаций с Россией происходит все чаще. Президенты в конце ноября подписали десятки новых соглашений и всем видом продемонстрировали - дружба России и Казахстана по-прежнему актуальна. Ситуация уже никого не удивляет: России нужен адекватный союзник в лице такого важного партнера, как Казахстан, а для нас остается невозможным выражение недовольства политикой северного соседа. Раз уж Казахстану приходится тщательно выбирать выражения и соблюдать дипломатический нейтралитет, то и от строительства русских школ пока отказаться не получится.
Валентина Матвиенко. Фото: Пресс-служба Совета Федерации РФ
Этот вопрос был одним из многочисленных на встрече сенаторов России и Казахстана, которая случилась после визита Путина, в декабре 2024 года.
«Россия является ключевым политическим и экономическим партнером Казахстана. Сотрудничество развивается поступательно и динамично во всех сферах», — заявил Маулен Ашимбаев на встрече с российской делегацией.
Парламентская газета России выпустила большую статью об этом мероприятии.
Например, там говорилось о предстоящем строительстве Костанайского филиала Челябинского госуниверситета, а президенты на своей встрече обсуждали открытие филиала МГИМО в Астане. Ну, и куда без вопроса про русские школы - чем меньше их становится в стране, тем чаще этот вопрос всплывает при встречах с российскими чиновниками. К слову, в этот раз главы Казахстана и России сделали этот вопрос обоюдным. Ожидается взаимное открытие казахоязычных школ в некоторых городах России.
«Наполняется новым содержанием сотрудничество в образовательной сфере. В наших планах — открытие российских школ в южных регионах нашей страны. В свою очередь рассчитываем на учреждение казахстанских школ в приграничных с Казахстаном городах России. В Казахстане на языке Пушкина ведут обучение свыше трех с половиной тысяч школ, вещают телеканалы и радиостанции, выходят газеты и журналы, практически во всех регионах радуют своих зрителей русские драматические театры», - написал Касым-Жомарт Токаев в статье для российского издания.
Правда, еще после встречи президентов некоторые СМИ сделали акцент на том, что Токаев упомянул обещание открыть российские школы в южных регионах РК в своей официальной статье, а вот Путин воздержался от этого, затронув другие вопросы в материале. Тем не менее, вряд ли России теперь удастся отвертеться от открытия казахоязычных школ в приграничных городах.
Почему вопрос про ИПН вновь оказался на повестке?
Тема прогрессивного налогообложения преследует Казахстан почти 20 лет. Сегодня, как мы помним, Казахстан использует плоскую шкалу, при которой все граждане платят одинаковую ставку, независимо от уровня дохода. Но до 2006 года в Казахстане уже была четырехступенчатая шкала ИПН, тем не менее реформу достаточно быстро приостановили. Из года в год эта тема поднимается на разных заседаниях, а этим летом, казалось, снова решили - страна еще не готова. Но на декабрьской встрече вопрос внезапно реанимировали и это подсветило очевидное – вопрос перехода на прогрессивную шкалу далеко в шкаф убирать не собираются. При этом Маулен Ашимбаев заявил, что для Казахстана важно перенять российский опыт в этом вопросе.
Маулен Ашимбаев. Фото: Telegram-канал Сената Парламента РК
«А одной из сфер обмена наработанным опытом, как отметил Ашимбаев, станет налоговое законодательство. По словам казахстанского спикера, его стране очень интересен опыт перехода России на прогрессивную шкалу налогообложения. Эту тему в республиканском парламенте намерены исследовать в ближайшие несколько месяцев», - написали в Парламентской газете.
«Конечно, мы берем шкалу не только у россиян, — говорит налоговый консультант Дмитрий Казанцев о прогрессивном налогообложении – прогрессивная шкала присутствует фактически во всем мире. Будем честны, ИПН на сегодня в Казахстане один из самых низких в мире. 10% считается очень низкой ставкой. Потому что в Европе доходит до 50%».
Дмитрий Казанцев. Фото: Digital Business / Батыр Аубакиров
Но вернемся к нашим соседям.
Речь идет о том, что с 2025 года в России вступит в силу новая система налогообложения доходов физических лиц, основанная на прогрессивной шкале, то есть налог будет зависеть от размера дохода. Согласно последним данным Федеральной налоговой службы России, для доходов от 2,4 млн до 5 млн рублей налог составит 15%, а свыше 50 млн рублей в год — 22%.
В подобной системе есть ряд преимуществ. Во-первых, такая дифференциация ставок в теории делает налоговую систему более справедливой. Те, кто зарабатывает больше, соответственно вносят больший вклад в бюджет страны. Во-вторых, эти средства, в свою очередь, идут на развитие образования, здравоохранения и других важных сфер - при правильном подходе к бюджетированию и отсутствию коррупции, конечно. В-третьих, люди с более высокими доходами платят больший процент налога, что позволяет перераспределить богатство и снизить социальное неравенство.
С другой стороны, вполне вероятны сложности с администрированием и есть риск, что высокая ставка для высокодоходных граждан может снизить их мотивацию к трудовой деятельности. А это, в свою очередь, может привести к поиску любых способов снизить свою финансовую нагрузку, и, будем честны, зачастую способы эти далеки от легальных. Кроме того, возникает вопрос, а какая заработная плата будет считаться достаточно высокой, чтобы доход увеличивать? Хочется верить, что средние показатели будут высчитывать не из официального прожиточного минимума.
Сейчас российский опыт рассматривается как важный - если не основной - источник вдохновения для внедрения ИПН. Это может быть полезно для страны при принятии решения о налоговой реформе, главное не переусердствовать, списывая у соседа.
Материал подготовила Эля Шайхутдин