BNN Bloomberg утверждает, что Россия использует Казахстан для валютных операций с Китаем. Издание Paryz.kz попыталось разобраться, так ли это.
От 100 тыс до более чем 3 млрд единиц - как растут объемы торгов в паре тенге-юань
В июне США усилили давление на Россию, пригрозив банкам, продолжающим работать с РФ, вторичными санкциями. Мнение BNN Bloomberg приводит Orda.kz: для российских компаний это обернулось проблемами при расчетах с контрагентами из Китая. В результате для валютных операций с Поднебесной они начали активно использовать посредников в Казахстане. И это подтверждают выросшие объемы торгов тенге-юань и тенге-рубль. По данным BNN Bloomberg, по сравнению с первыми пятью месяцами 2024 года эти показатели выросли более чем вдвое.
Редакция Paryz.kz изучила ежемесячные данные Нацбанка РК по внебиржевым операциям в 2024 году.
«Финансовые посредники есть не только в Казахстане - россияне используют еще и Кыргызстан, и Узбекистан»
Я думаю, Bloomberg прав. Но между Китаем и Россией есть прямые платежи в юанях, не все банки на это идут, но это есть. Кроме того, финансовые посредники есть не только в Казахстане - россияне используют еще и Кыргызстан, и Узбекистан, поэтому объемы по тенге-юань, как я наблюдаю, выросли ненамного. Я знаю, что по стратегическим и санкционным вещам россияне оплачивают золотом и не через Казахстан, а напрямую и наличными. Еще надо сказать, что основные операции проводятся российскими компаниями в Эмиратах, им удобнее так, потому что у нас рынок небольшой и денег не так много», - поделился мнением финансовый эксперт Расул Рысмамбетов.
Помимо этого, по его словам, россияне и сами открывают в Казахстане компании.
Они выносят некоторые финансовые операции в Казахстан, получают деньги здесь и платят отсюда. Эти компании зарегистрированы на казахстанцев и отслеживать их сложно, потому что это казахстанец открыл компанию, и она совершает те же операции. И мы платим не российской материнской компании, а казахстанской дочке. Это сейчас так решается в корпоративном мире», - говорит эксперт.
Рысмамбетов видит в этом выгоду, поскольку увеличивается ликвидность, или, говоря проще, «у нас становится больше денег». Однако, по его словам, это хорошо ровно до тех пор, пока не нарушает санкции. А раз так, нельзя терять бдительность.
Нужно постоянно отслеживать ситуацию с движением санкционных товаров. Нужно увеличивать официальную торговлю с Россией, чтобы не было никаких контрабандных поставок, не было посреднических финансовых операций. Потому что, если российские компании поставляют что-то на мировой рынок с использованием импорта - а у России тоже высокая зависимость от импорта и часть его перекрыта санкциями, то им рано или поздно придется бросать российский рынок и перемещаться в Казахстан, Кыргызстан или Узбекистан», - заключает Рысмамбетов.