В ПКБ привели данные на октябрь 2022 года, передает Paryz.kz.
В октябре 2022 года общая стоимость ввезенных в Казахстан автомобилей составила $209,3 млн, это максимум с начала 2016 года, сообщается в аналитическом Telegram-канале Первого кредитного бюро.
По сравнению с сентябрем 2022 года в октябре сумма выросла на $22,8 млн. А количество ввезенных авто увеличилось всего на 44 штуки (до 6207 единиц). «Средняя стоимость одной единицы превысила $33,7 тыс., – посчитали аналитики канала и привели данные для сравнения: – В октябре 2021 года средняя стоимость одной единицы составляла $17,25 тыс. Почти вдвое меньше, чем сейчас».
В сообщении канала отмечается, что в приведенной статистике не учтен серый импорт, который по итогам I полугодия по оценке Нацбанка составлял больше половины от официального.
«Главное направления импорта легковых авто – Япония. В октябре 2022 года [из этой страны] было завезено 1911 единиц (максимум за семь лет) на общую сумму $81 млн (больше было только в июне – $83,9 млн). Рост поставок начался в апреле на фоне геополитических событий. За 10 месяцев 2022 года из Японии в Казахстан пришло 13576 легковых авто (в 2,2 раза больше, чем годом ранее) на общую сумму $564,2 млн (рост – в 2,7 раз)», – пишут аналитики ПКБ.
По их данным, в октябре 2022 года из Китая в Казахстан импортировано больше автомобилей, чем за 2021 год в целом – 1518 против 1371. «Рост также начался в апреле, и сейчас он на пике – $27,8 млн за месяц и $111,9 млн за 10 месяцев – в 55,5 раз (!) больше января-октября 2021-го», – отмечают аналитики.
Импорт из Германии начал расти позже – с июля 2022. «Если в 2021 году в среднем закупалось по 42 автомобиля в месяц, в I полугодии 2022-го – по 50, то в октябре – 299 единиц. Растет и общая сумма. За последний месяц импорт составил $28,4 млн, тогда как за весь 2021-й – $34,6 млн. При этом автомобили из Германии традиционно самые дорогие: уже 3 месяца средняя стоимость одной машины превышает $90 тыс.» – говорится в сообщении.
Поставки из США количественно начали расти еще в декабре 2021-го, но по сумме – только сейчас. Если среднемесячная стоимость импорта в 2021 году составляла $10,6 млн, а в январе-сентябре 2022 года – $10,8 млн, то в октябре 2022-го показатель подскочил до $29,9 млн.
Вместе с этим аналитики ПКБ приводят статистику по собственному производству. По их данным, за 10 месяцев 2022 года Казахстан произвел 80251 единицу легковой автотехники, что на 18,5 тыс., или 29,9%, больше, чем годом ранее. Завезено за это же время 49727 единиц, что на 20,3 тыс., или 29%, меньше, чем в 2021 году.
«Таким образом, на внутреннее производство больше повлиял не рост импорта из вышеперечисленных стран, а падение объема ввоза из России (в четыре раза, до 7613 единиц) и стимуляция спроса за счет льготного автокредитования», – делают вывод авторы канала.