Холдинг «Байтерек» завершил продажу Bereke Bank – бывшей дочки российского «Сбербанка» - катарскому Lesha Bank. Пока одни называют сделку успехом, другие критикуют ее за непрозрачность, считая убытки. Редакция Paryz.kz попыталась разобраться, смог ли Казахстан с выгодой распорядиться активом, полученным из-за войны?
Что случилось?
8 октября холдинг «Байтерек» и катарский Lesha Bank LLC (Public) объявили о завершении сделки по продаже 100% акций АО «Bereke Bank». Как сообщили в нацкомпании, стороны успешно согласовали все условия соглашения, сделка получила все необходимые одобрения казахстанских регуляторов, в том числе Агентства по регулированию и развитию финансового рынка.
Bereke Bank – бывшая дочка российского «Сбербанка». После начала российско-украинской войны Сбербанк Казахстан попал под санкции, а он, по данным Forbes.kz, по итогам 2021 года являлся вторым в стране по размеру активов – 4,22 трлн тенге, собственный капитал фининститута составлял 378 млрд, а чистая прибыль – 130 млрд тенге.
В августе 2022 года стало известно, что российский «Сбербанк» решил продать свой актив в Казахстане. Там пояснили, что при этом руководствовались «текущей геополитической обстановкой» и «интересами клиентов дочернего банка». Приобрести Сбербанк Казахстан решил холдинг «Байтерек». Там сообщили, что «оценили его высокую значимость для финансовой системы страны», и сделка позволит ему «возобновить в полном объеме активные операции».
Так Сбербанк Казахстан сменил сначала российского акционера, а затем и название – холдинг «Байтерек» переименовал его в Bereke Bank. К слову, в марте 2023 года Минфин США исключил преемника Сбербанк Казахстан из санкционных списков.
А какова цена сделок?
«По информации холдинга «Байтерек», приобретение дочернего банка АО «Сбербанк» у ПАО «Сбербанк» осуществлено в соответствии с условиями сделки, которые предусматривали выплату дивидендов в пользу ПАО «Сбербанк» со стороны дочернего банка», - цитировал Kapital.kz главу Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадину Абылкасымову в марте 2023 года.
Она уточнила, что общая сумма дивидендов составила 130 млрд тенге. И особо отметила, что при покупке Сбербанк Казахстан не использовались бюджетные средства.
«Холдингом «Байтерек» ДБ АО «Сбербанк» был приобретен за счет средств самого банка», - заверила Абылкасымова.
Кстати, поиск для Bereke Bank нового инвестора запустился, едва высохли чернила на договоре холдинга «Байтерек» и российского «Сбербанка». А президент Касым-Жомарт Токаев, похоже, замотивировал не расслабляться: выступая с Посланием в сентябре 2023 года, он поручил привести в Казахстан три зарубежных банка.
Как бы то ни было, еще в марте 2023 года Мадина Абылкасымова сообщила, что интерес к Bereke Bank проявили Европейский банк реконструкции и развития, банки Грузии, инвесторы из ОАЭ и Катара. Последние и стали в итоге новыми собственниками: Bereke Bank продан Lesha Bank за 65 млрд тенге.
Что говорят о Lesha Bank и сделке с ним?
«Lesha Bank зарегистрирован на Катарской фондовой бирже и имеет лицензию Qatar Financial Center Regulatory Authority на проведение банковских операций. Банк работает в сфере инвестиционного банкинга и управления активами, предлагая услуги на рынках Катара, США, Европы, а также в регионе Ближнего Востока», - пишет Vlast.kz 8 октября.
При этом в «Байтереке» на катарского инвестора возлагают большие надежды: кредитования реального сектора экономики и укрепления позиций Bereke Bank на рынке.
«Покупателем становится небольшой катарский Lesha Bank, который даже не является классическим банком, - у него 70% деятельности приходится на так называемый Private Banking (специальное обслуживание для привилегированных клиентов). И это, скажем так, не публичная деятельность», - цитирует Республика директора Фонда по возврату незаконно выведенных активов Elge Qaitaru Оразалы Ержанова.
Ержанов вообще добавляет много дегтя в бочку меда. Он называет сделку непрозрачной; подозревает нечистую игру, поскольку Bereke Bank продан адресно, а не в результате открытого аукциона или тендера; и даже считает убытки.
«Открытые данные: капитал Bereke Bank – 153 млрд тенге, а его продают по стоимости в два с лишним раза меньшей – примерно на 40% от рыночной стоимости. Кому такой подарок и за что?» - говорит Ержанов.
«Привлечение иностранного инвестора усилит конкуренцию среди банков второго уровня и привлечет в страну передовые технологии, способствуя развитию финансового сектора и экономики страны. Также это исполнение одного из поручений президента о привлечении иностранных банков в страну. Идеальный инвестор все-таки существует! Поздравляем Bereke и «Байтерек» с закрытием сделки!» - в то же время отмечает независимый финансовый аналитик Андрей Чеботарев в своем авторском Telegram-канале Finance.kz.
Тем временем американское рейтинговое агентство Fitch Ratings понизило кредитный рейтинг Bereke Bank с BB (уровень кредитоспособности ниже достаточного) до B+ со стабильным прогнозом. Причина – завершение сделки, по итогам которой банк перешел под контроль катарского инвестора. По оценке аналитиков, Bereke Bank по-прежнему способен исполнять финансовые обязательства, но при ухудшении деловой и экономической ситуации столкнется с риском дефолта.
«Текущий рейтинг Bereke на уровне B+ определяется его внутренней кредитоспособностью. Fitch полагает, что ни правительство, ни акционер не смогут оказать банку надежную поддержку», - приводит Orda.kz заявление Fitch Ratings 14 октября.
Так смог ли Казахстан с выгодой распорядиться российским активом?
Финансовый эксперт Расул Рысмамбетов настроен оптимистично. Он считает правильными решения сначала о покупке Сбербанк Казахстан, а затем его продаже. По мнению эксперта, в первом случае «нам был нужен второй крупнейший банк» в стране, во втором – Казахстану не нужен государственный банковский холдинг.
«А «Байтерек» - это уже банковский холдинг, получается. У него есть и Отбасы банк, и БРК, и аграрная кредитная корпорация - тоже банк, только сельскохозяйственный. Когда в одной голове столько банков, - это не очень хорошо», - сказал Рысмамбетов.
Эксперт предполагает, что Lesha Bank стал инвестором из-за «хороших политических связей Казахстана с Катаром, который пообещал докапитализировать» Bereke Bank. В то же время и он уверен, что в этом деле нужна большая прозрачность, поскольку на карту поставлена репутация государства.
«Казахстан активно поддерживал Bereke Bank после покупки у Сбербанка, чтобы вкладчики понимали, что государство готово вписаться и защитить их интересы, - это было правильно, выгода здесь больше репутационная. Что касается кандидатуры Lesha Bank, я думаю, это нормально, лишь бы он, как акционер, докапитализировал Bereke Bank. Он еще обещал кредитовать бизнес, а не быть ему очередным казахстанским банком. Давайте посмотрим», - заключил Расул Рысмамбетов.