Машиностроение в Костанайской области: Внедрение передового опыта

В Казахстане отрасль машиностроения является основным направлением в рамках государственной программы индустриально-инновационного развития, передает Paryz.kz.

Машиностроение в Костанайской области: Внедрение передового опыта
Фотографии предоставлены Управлением предпринимательства и индустриально-инновационного развития акимата Костанайской области

На сегодняшний день в Казахстане ведется производство всех категорий автотранспортных средств.

Несмотря на сложившуюся ситуацию с коронавирусной инфекцией в мире и ее влияние на экономику стран, по итогам последних месяцев машиностроение Казахстана продемонстрировало положительную динамику. 

В Костанайской области данная отрасль является важной основой экономики и ведущей сферой промышленности региона.

Одним из наиболее крупных предприятий по производству сельскохозяйственной техники в Казахстане является АО «АгромашХолдинг KZ», который с 2005 года осуществляет производство зерноуборочных, а с недавнего времени и кормоуборочных комбайнов, а также другой сельскохозяйственной техники (тракторы, сеялки, бороны и прочие комплектующие). С момента начала производства предприятием изготовлено порядка 5 тыс. зерноуборочных комбайнов (с 2005 г. по май 2021 г.).

В 2019 году запущено производство тракторов марки «Lovol», за весь период было произведено порядка 800 ед. техники.

Совместно с АО «Петербургский тракторный завод» на территории Индустриальной зоны г. Костанай реализован проект  по производству тракторов марки «Кировец». Мощность проекта – 500-700 тракторов в год. За 5 месяцев т.г. произведено 202 ед., план на 2021 год 384 ед.

Также, на территории Индустриальной зоны г. Костанай ТОО «Композит Групп» реализован проект по сборочному производству тракторов марки «Беларус» в сотрудничестве с Минским тракторным заводом.

В марте текущего года в г. Костанай произведен технический запуск Локализационного центра по производству сельскохозяйственной техники и компонентов для легковых и грузовых автомобилей на базе АО «АгромашХолдингKZ». Проект будет способствовать углублению локализации выпускаемой продукции.

Проект позволит создать порядка 1500 рабочих мест (проект реализуется в рамках Карты поддержки предпринимательства ГПИИР 2020-2025 гг.)

В стенах Локализационного центра установлено новейшее оборудование, аналогов которого нет в Казахстане.

На территории Локализационного центра запущен учебный центр, позволяющий повышать уровень квалификации сотрудников и проводить учебные семинары. В админинстративно-бытовом комплексе для удобств гостей и сотрудников предусмотрена своя столовая и общежитие на 100 мест (33 номера).

Также, с учетом развития сельхозмашиностроения, на территории Индустриальной зоны в текущем году планируется построить Утилизацонный хаб по переработке, вышедшей из эксплуатации сельхозтехники. Инициатором выступает  ТОО «AutoRecycling».

Активно наращиваются объемы производства в отрасли автомобилестроения.

Линейка производимой заводом «СарыаркаАвтоПром» продукции на сегодняшний день представлена следующими брендами: JAC, Chevrolet, KIA, SAZ, UAZ, MAN.

По данным акимата Костанайской области, наряду с ранее освоенными марками автомобилей, с марта 2021 года начато производство автомобилей марки «KIA» и за отработанный период уже произведено более 3 тыс. ед., вместе с тем в ближайшее время готовится запуск производства марок Renault и LADA.

Всего с конвейера ТОО «СарыаркаАвтоПром» с момента начала производства (с 2010 по настоящее время) сошли – 129,3 тыс. ед., из которых каждая десятая или 12 838 ед. техники направлены на экспорт.

В планах на текущий год, произвести порядка 60 тыс. автомобилей, 17,9 тыс. из которых пойдут на экспорт (2020 г. – 40,0 тыс. ед., на экспорт – 8,1 тыс. ед.).

Наряду с этим, в отрасли машиностроения с участием ПАО «КАМАЗ» создана совместная компания ТОО «KamLit KZ», которой реализовываются 2 проекта на территории Индустриальной зоны г. Костанай:

- Строительство завода чугунного литья, мощностью производства 40 тыс. тонн отливок в год.

- Строительство завода по производству редукторов главных передач ведущих мостов, мощностью производства 65 тыс. ед. в год.

Важно отметить, что оба проекта реализуются в рамках договоренностей между Казахстаном и Россией по развитию промышленной кооперацией. Основным потребителем продукции будет ПАО «КАМАЗ» в России.

Помимо этого, в текущем году привлечена к сотрудничеству российская компания «Луидор» для совместной реализации проекта с ТОО «TEHNOPARK KZ» на территории Индустриальной зоны по организации производства коммерческих автомобилей, в том числе кузовов и надстроек.

Предприятиям области, в том числе в сфере машиностроения оказываются меры государственные поддержки в рамках ГПИИР, в том числе через институты развития бизнеса.

Одними из главных мер государственной поддержки являются возмещение затрат на ряд экспортных операций (операторы - АО «ЭСК «KazakhExport», АО «Центр развития торговой политики «QazTrade»), а также предоставление льготного финансирования через инструменты финансовых институтов (БРК – Фонд развития промышленности).

Деятельности отрасли машиностроения в Костанайской области вносит свой вклад в развитие новых технологических решений и внедрения передового мирового опыта