Молочный кризис накрыл весь мир, Казахстан ещё дёшево отделался – эксперт

Почему подорожали цены на молочную продукцию в нашей стране, и как можно помочь производителям, выясняла Рaryz.kz  со ссылкой на Оrda_kz.

Молочный кризис накрыл весь мир, Казахстан ещё дёшево отделался – эксперт
Изображение congerdesign с сайта Pixabay

Цены на молочную продукцию в Казахстане за последний год подорожали на 22%. К примеру, если в прошлом году литр молока жирностью 3,2 % стоил 430 тенге, то сейчас 570 тенге. Сметана жирностью 20% тогда обходилась покупателям в среднем по 624 тенге за 200 граммов, а сегодня по 800 тенге. Литр кефира продавали за 400 тенге, а нынче за 515 тенге.

Что стоит за этим ростом цен, как можно их стабилизировать и не грозит ли казахстанским молочным предприятиям банкротство? За комментариями мы обратились к экспертам, которые по-разному оценивают нынешнее состояние и перспективы развития молочной отрасли.

Дальше будет только хуже

Экономист Марат Абдурахманов придерживается пессимистичного сценария развития ситуации.

«Наша молочная промышленность находится сейчас в глубоком кризисе, поэтому многие предприятия могут закрыться до конца текущего года. К этому привёл ряд негативных факторов. Во-первых, резкое удорожание упаковочного материала, кормов для КРС и ветеринарных препаратов. Во-вторых, повышение курса доллара, к которому у нас традиционно привязаны цены на все товары. В-третьих, из-за санкций Запада нарушились поставки составляющих для производства молочной продукции из России в Казахстан», – говорит эксперт.

В результате стечения таких негативных факторов производство обработанного молока и сливок в нашей стране снизилось почти на 7%. Значительно уменьшился выпуск сливочного масла, сыра и творога. Всё это привело к резкому удорожанию молочной продукции.

«До текущего года рентабельность казахстанской молочной промышленности составляла 30%. Сейчас этот показатель упал до 2,5 %, что не покрывает галопирующую инфляцию (Инфляция, развивающаяся стремительными темпами – Прим. Ред).Молочники уходят в минус, и дальше будет только хуже. Цены на молоко, ряженку, сметану и творог только будут расти, поскольку предприятиям придётся перейти на новые технологии производства, а это неизбежно приведёт к увеличению расходной части их бюджета. Компенсировать свои затраты они будут за счёт потребителей».

По мнению экономиста, ответственность за рост цен на молочную продукцию и кризис молочной отрасли в целом должны нести Минсельхоз и МИД.

«Аграрное ведомство давно должно было наладить прямые поставки тех же ветеринарных препаратов и сухого молока из Германии и США в Казахстан, а не ждать, пока Запад не введёт санкции против России. Наш МИД должен был озвучить официальную позицию страны в рамках того же ЕАЭС, но министерство промолчало. В итоге страдаем сейчас мы, простые потребители, вынужденные покупать кефир и молоко на 150- 200 тенге дороже, чем год назад», – говорит Абдурахманов.

Экономист считает, что молочная отрасль в Казахстане находится в подвешенном состоянии из-за того, что государственные субсидии получают, в основном, крупные производители. Мелкие производители их практически не видят, а средним дотаций недостаёт, чтобы наращивать темпы производства молока.

«Наше государство всегда в сложные времена поддерживает только банки второго уровня, а не отечественного производителя. В этом и заключается наша главная проблема. Когда мы откажемся от такой порочной практики, тогда и заживём, как белые люди. Новый Казахстан, о котором все так любят говорить, наступит тогда, когда мы перестанем быть импортозависимой страной с сырьевой направленностью и станем развитыми во всех смыслах слова».

Что касается себестоимости молока, то она, по расчётам экономиста, должна составлять в Казахстане не выше 25-40 евроцентов за кг сухого молока и пол евро за литр натурального.

«Я исхожу из цен на аналогичные продукты в Германии, Франции и Голландии. Там, например, кг сухого молока стоит от 65 до 85 евроцентов, а натуральное молоко продают за 1 евро 65 центов. Если брать натуральный продукт оптом, то это обойдётся в 1 евро за литр».

Ожидать стабилизации цен и, тем более, их снижения в ближайшее время, по мнению Абдурахманова, наивно.

«Производителей молока, образно говоря, можно сравнить с новорожденными щенками, которых нерадивые хозяева бросили в реку. Всплывут, значит, выживут, а нет, так пойдут ко дну. Наши молочники в большинстве своём не чувствуют поддержку государства: они предоставлены сами себе, и это плохо. Для того, чтобы преломить эту патовую ситуацию, необходимо провести комплексное макрореформирование всего сельского хозяйства. Только в таком случае выращивать сельзохпродукцию будет выгоднее, нежели закупать её за границей».

Всё будет хорошо!

Директор Молочного союза Казахстана Владимир Кожевников придерживается оптимистичного сценария развития отечественной молочной промышленности.

«Никакого суперкризиса в нашей молочной отрасли сейчас нет, поэтому не надо посыпать голову пеплом и готовиться к худшему. Есть удорожание цен на молочную продукцию, однако это - мировая тенденция. Во всём мире молоко, кефир и сливки подорожали на 35%, тогда как у нас на 22 %. Для сравнения: сахар в стране подорожал на 125%, так что рост стоимости "молочки" на 22% — это ещё по –божески», - заявил Кожевников.

По словам главы отрасли, подорожание молока напрямую связано с ростом цен на сырьё — это сырое молоко, которое предприятия закупают у фермеров для производства молочной продукции, а также с ростом тарифом на электроэнергию и воду. Добавим сюда увеличившиеся из-за повышения цен на бензин транспортные расходы, вот и получается, что не всем молочным предприятиям удаётся удержаться на плаву.

«В Казахстане сегодня насчитывается свыше 150 молочных предприятий. Из них 42 входят в наш Молочный союз. Если кто-то из них закроется из-за банкротства, то это - естественный процесс, а не спланированная акция, диверсия или результат чьего- то заговора. По законам бизнеса, на рынке остаются только сильные, успешные и смелые предприниматели».

Наш собеседник разделяет точку зрения экономистов, что санкции Запада против России ударили и по Казахстану. Сильнее всех пострадала молочная отрасль страны.

«В Казахстане производят только сырое молоко, всё остальное – это упаковочная продукция, закваски, запасные части к оборудованию и т.д, мы покупаем за рубежом. Товар к нам поступал через Россию, и когда границы закрылись, то мы столкнулись с серьёзной проблемой производства. Взять, к примеру, ту же тару для молока: в нашей стране твёрдую упаковку выпускает только семипалатинское предприятие, а мягкую упаковку только павлодарское. Но их мощностей не хватает, чтобы покрыть потребности других молочных заводов, поэтому пришлось искать другие варианты решения проблемы».

По словам Кожевникова, сейчас предприятия закупают у фермеров сырое молоко по цене 190 тенге за литр. Значит, себестоимость готового молока должна составлять 330 тенге за литр. А то, что его продают в магазинах за 550 тенге и выше, это уже другой вопрос.

«У каждого предприятия своя себестоимость продукции, поскольку разнятся технологии производства. Но они не могут постоянно поднимать на неё цены, поскольку молоко, кефир и сливочное масло считаются социально важными продуктами. Местные исполнительные органы держат цены на них, чтобы все потребители могли купить их. Маржа достигается за счёт другой линейки — это дорогостоящей продукции вроде мороженого, йогурта и сыров», - добавил Кожевников.

Именно социальная направленность молочной продукции не позволяет сделать её сверх прибыльной. Поэтому предприятия- производители держатся на плаву за счёт государственных субсидий. В отличие от экономиста Абдурахманова, Владимир Кожевников считает, что молочники получают мощную государственную поддержку, иначе многие из них давно бы уже разорились.

«Наши предприниматели получают субсидии на производство продукции глубокой переработки — это сыры, сливочное масло и сухое молоко, а также на производство молока для фермеров (в среднем выплачивают 20-40 тенге за литр- Прим.Ред.). Ещё можно получить субсидии на реализацию инвестиционных проектов, направленных на модернизацию действующих предприятий, и на строительство молочно-товарных ферм. Так что нам грех жаловаться на недостаток внимания и заботы со стороны государства», – говорит эксперт.

По словам Кожевникова, благодаря поддержке правительства, отечественные производители на 90% покрывают потребность потребителей в «белом продукте»- молоке, кефире и сметане. Плохо то, что они до сих пор импортозависимы от продукции глубокой переработки, и не могут, в отличие, например, от кыргызских молочников, успешно продавать кисломолочные напитки.

«Посмотрите на полки наших магазинов, и вы сами убедитесь, что бишкекского тана, чоро, кумыса и шубата там больше, чем алматинского или жамбылского. Наши соседи сумели отлично развить производство национальных кисломолочных напитков, прочно заняв свою нишу на рынке молочной продукции Центрально-Азиатского региона».

По убеждению главы Молочного Союза Казахстана, изменить ситуацию в лучшую сторону могли бы, при желании, банки второго уровня.

«Нашим фермерам нужны дешёвые кредиты для пополнения оборотных средств. Особенно в летний сезон, на который приходится пик производства молочной продукции. Например, сыра и масла, которые потом складируются. Реализовать их можно нередко через 3-4 месяца, и получается, что деньги на этот период замораживаются.

Эксперт полагает, что если бы банки снизили ставку по кредитам с 12% до 5%, то всё было бы по – другому.