Прямая трансляция

Астана

Астана

-18.03°C

Пойдет ли казахстанская нефть в обход России?

В казахстанском Минэнерго, похоже, нашли замену нефтепроводу КТК. Речь о трубопроводе «Баку - Тбилиси - Джейхан» (БТД). Вроде все карты в масть – и в обход России, и договоренности о совместной работе достигнуты, и даже опробовали новый экспортный маршрут. Но не все так просто. Транспортировка нефти через БТД уже обходится втрое дороже, чем по КТК. И это не единственная проблема, которая сводит успех БТД к нулю, а альтернативу КТК – к несбыточной мечте. Подробности – в обзоре Paryz.kz.

Пойдет ли казахстанская нефть в обход России?
Фото: pixabay.com

Что произошло?

Казахстан (давно) ищет «трубы» для экспорта нефти в обход России. Минэнерго в «стадии проработки и обсуждения» держит маршрут Баку-Супса (пропускная способность 5 млн тонн в год), в долгосрочной перспективе - строительство нефтепровода Ескене-Курык (техническая мощность - около 20-30 млн тонн в год), а прямо сейчас, похоже, делает ставку на трубопровод «Баку - Тбилиси - Джейхан» (БТД). Во всяком случае, в конце ноября глава ведомства Алмасадам Саткалиев поделился большими ожиданиями от БТД: экспорт нефти по нему увеличат с 1,5 млн до 20 млн тонн – рост в 13 раз.

По данным Wikipedia.org, владельцем БТД является международный консорциум BTC Co., среди крупных акционеров которого BP (British Petroleum) и государственная нефтяная компания Азербайджана SOCAR.

Карта БТД Neftegaz.ru

Трубопровод «Баку - Тбилиси – Джейхан» предназначен для транспортировки каспийской нефти к турецкому порту Джейхан, расположенному на берегу Средиземного моря. Казахстан его практически не использовал. Все изменилось после начала военных действий России в Украине, когда традиционный маршрут казахстанской нефти по нефтепроводам Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) начал давать сбой.

«В этих условиях президент Токаев поручил правительству и КМГ проработать альтернативные маршруты доставки нефти на мировые рынки, в первую очередь - реанимировать Транскаспийский маршрут, предполагающий морские поставки из порта Актау в Баку и далее – в нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БТД)», - пишет Ratel.kz.

В итоге в 2022 году «КазМунайГаз» и нефтяная госкомпания Азербайджана SOCAR договорились о транзите по маршруту «Актау - Баку - Тбилиси – Джейхан» полутора миллионов тонн нефти ежегодно, в марте 2024 года новым соглашением увеличили (поэтапно) объемы до 2,2 млн, - а теперь, судя по всему, увеличат еще?

Читайте также: Станет ли Транскаспийский маршрут экспортным чудом для Казахстана? 

«Направление «Баку – Тбилиси – Джейхан» на сегодняшний день является одним из перспективных, так как есть заинтересованность в развитии и в планомерном увеличении объемов поставок казахстанской нефти в данном направлении как с нашей стороны, так и со стороны азербайджанских партнеров», - заверил глава казахстанского Минэнерго Алмасадам Саткалиев на правительственном часе в Мажилисе 25 ноября.

Возможно, министру и удалось убедить депутатов, но не экспертов.

Что не так?

Нефтегазовый аналитик Абзал Нарымбетов просто называет цены: транспортировка нефти через БТД обходится втрое (!) дороже - около $120 за тонну против $38 через КТК. И это, похоже, не предел.

«Основная проблема - доставка нефти до Баку. С месторождений она перевозится цистернами до Актау, затем танкерами через Каспийское море. Это занимает время, требует затрат на хранение и ожидание. Для расширения поставок до 20 млн тонн потребуется модернизация инфраструктуры. Порт Актау сегодня может переваливать только 5-6 млн тонн нефти в год. Для увеличения объемов придется в три раза расширить мощности порта, построить дополнительные хранилища и наливные терминалы. Это потребует значительных капитальных вложений», - цитирует Kazinform Нарымбетова.

Его дополняет основатель телеграмм-канала «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов. Он считает, что вложения Казахстана в инфраструктуру – деньги на ветер.  

«Нужно понимать, что эпоха большой нефти в Казахстане закончилась. После тридцатых годов мы вступим в фазу неуклонного снижения добычи. Нефти к 2040 году у нас в принципе не будет. Порядка 70% того объема, который есть сейчас. Поэтому строительство или расширение любой транспортной инфраструктуры, включая, например, морскую, не имеет никакого экономического смысла, потому что за этот период не отобьется проектирование. Какие-то вещи, связанные с поставкой, те же, например, суда для перевалки через Каспий, потребуют времени, минимум 2-3 года, может быть 5 лет, а у нас уже будут иссякающие потоки экспорта нефти, поэтому никакого экономического смысла в этом нет», - приводит его слова Bizmedia.

А Orda.kz тем временем заявляет, что азербайджанская госкорпорация SOCAR не подтвердила, что готова принимать бОльшие объемы нефти из Казахстана. Причина - в качестве и цене. Азербайджан перегоняет по БТД собственный бренд нефти (средний по плотности, малосернистый) Azeri Light, который высоко ценится на мировом рынке и торгуется на $1-2 дороже, чем Brent. SOCAR не хочет переправлять (легкую высокосернистую) казахстанскую нефть по своим трубопроводам, чтобы не снижать качество и, как следствие, цену своего сорта Azeri Light.

«Сейчас мы можем принимать по БТД не более 2,2 млн тонн из Казахстана, чтобы не снижать качество. Покупатели ценят низкое содержание серы в Azeri Light, поставляемой по БТД», - цитирует Orda.kz вице-президента SOCAR Эльшада Насирова.

Впрочем, по мнению председателя Президиума Союза нефтесервисных компаний KazService Рашида Жаксылыкова, маршрут «Баку-Тбилиси-Джейхан» все же небезнадежен для Казахстана. БТД будет выгодным в случае роста цен на нефть.

«Если нефть будет стоить ниже 40 долларов за баррель, то поставки через Баку будут экономически нецелесообразными. Но если цена нефти будет 70-80 долларов, то поставки через Баку станут выгодными для Казахстана. В конечном счете все зависит от ценового давления на рынке», - отмечает Жаксылыков.

А что с КТК?

А Каспийский трубопроводный консорциум никто не сбрасывает со счетов.

Карта КТК cpc.ru 

«Акционерами КТК являются те же иностранные компании, которые добывают нефть в Казахстане, в основном, «три кита» - Тенгиз, Карачаганак, Кашаган. Они сами себе не враги и, если бы они не хотели переваливать нефть, они бы не профинансировали программу устранения узких мест - (ПУУМ) и не модернизировали КТК. Сейчас он способен переваливать 82 млн тонн в год. Из них большая часть рассчитана на Казахстан и рассчитана, в том числе, на расширение мощности тенгизского месторождения. 80% экспорта нефти из Казахстана идет по системе КТК и 90% в этом объеме это — нефть «трех китов», - рассуждает основатель телеграмм-канала «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов.

Председатель Президиума Союза нефтесервисных компаний KazService Рашид Жаксылыков констатирует: несмотря на поиск альтернативных путей, самый выгодный и надежный маршрут для Казахстана - это Каспийский трубопроводный консорциум.

«Ни один маршрут, который мы могли бы предложить или реализовать, не будет выгоднее, чем КТК. Конечно, нас толкает внешний фактор - угрозы со стороны России, когда начинают обсуждать закрытие КТК. Но каждый трубопровод имеет свою реальную мощность. Например, Каспийский трубопровод может пропускать до 80 млн тонн нефти в год, и даже если там ничего не произойдет, мы продолжим поставлять нефть», - уверен он.

«Самым надежным и эффективным экспортным маршрутом» назвал КТК и министр энергетики Алмасадам Саткалиев.

«Общий объем инвестиций всех этапов развития проекта составил более $8,4 млрд. Обеспечена техническая возможность к увеличению объемов перекачки с 67 млн до 81,5 млн тонн в год, в том числе по казахстанскому участку с 53,7 млн до 72,5 млн тонн в год. Ожидаемый прогноз экспорта на 2024 год при добыче нефти 88,3 млн тонн может составить порядка 68,8 млн тонн», - сказал глава Минэнерго.