Председатель комитета по информационной безопасности Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП) Руслан Абдикаликов на брифинге в СЦК ответил на вопрос корреспондента Paryz.kz о киберстраховании.
«Сама компания обязана будет застраховаться в страховой организации. Соответственно страховая компания, перед тем как застраховать будет выставлять определенные требования в части информатизации, обеспечения информационной безопасности, обеспечения защиты персональных данных.
Когда ты приходишь в страховую компанию тебе говорят, «а у тебя автосигнализация установлена, а где твой автомобиль ночует на платной парковке или ты его где-то на улице бросаешь». В зависимости от этого, страховые компании составляют тебе соответствующую страховую выплату. Точно также, мы думаем, будет работать киберстрахование. Компания будет платить страховщикам. Если эта компания допустит утечку, тогда граждане обратятся за возмещением в страховую компанию и выплаты получат из страховой компании. Поскольку, это обязательство будет постоянным, на следующий год, так как произошел страховой случай, страховая компания своему клиенту выставит сумму уже гораздо больше. И тогда компания будет думать, стоит ли ему вкладывать прямо сейчас в развитие своей безопасности, либо ждать, когда случится случай какой-то, у него будет большой колоссальный имиджевый урон, еще плюс, на следующий год страховая компания огромные деньги попросит. Застраховаться он уже не сможет, и к кому бы он не пошел, он везде получит гораздо большую ставку за то, что он уже был нарушителем и кто-то из страховых компании заплатил гражданам за эту утечку», - сообщил председатель комитета.
Руслан Абдикаликов также добавил, чтобы система заработала необходима поддержка общества.
«Это в процессе обсуждения. Рынок не в восторге от этой новости. Каждый гражданин, который говорит что-то у меня произошло, вы ничего не делаете. Государство хочет сделать, но государство также хочет видеть обратную связь от граждан.
С 2019 года было 12 млн записей с центра сберкома утекало, тот же яндекс еда и так далее. Сколько было жалоб?! Ноль жалоб у нас было.
Смотрите, если гражданин не жалуется, ничему не верит никогда в этой стране ничего не изменится. 1 млн 200 уведомлении отправили через егов об утечке данных, 8500 только возмутились - это о чем говорит?! Наши граждане не готовы еще.
Когда я прихожу в мажилис с новой нормой, с хорошей нормой, граждане ее поддерживают: киберстрахование, первое. Второе, давайте увеличим штрафы, чтобы компании было больно платить эти штраф. Что нам говорят другие уполномоченные органы и тот же бизнес: «вы нам описываете какую-то виртуальную проблему. Где жалобы граждан?! Кого это волнует на самом деле?! Вот видите, замкнутый круг. Если гражданин молчит и не жалуются, в итоге государство никогда эту проблему не исправит, потому, что оно ее не видит, оно ее не слышит», - подытожил свой ответ на вопросы журналиста спикер.