План развития до 2019

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН  РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ДО 2019 ГОДА

 

  1. ВВЕДЕНИЕ

Настоящий Комплексный план развития сестринского дела в Республике Казахстан (далее – РК) разработан в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», Государственной программой развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 годы,  Комплексным планом развития кадровых ресурсов здравоохранения Республики Казахстан на 2013-2016 годы, утвержденным распоряжением   Премьер-Министра   Республики   Казахстан  от   20   декабря  2013  года № 190-р,  Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2014 года № 752 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира на 2014-2020 годы».

Тенденции развития сестринского дела в последние годы свидетельствуют о значительном усилении роли медсестры в современной системе здравоохранения. Первоначально медсестра относилась к среднему медицинскому персоналу, считалась помощником врача и осуществляла сестринский уход по назначению врача. В настоящее время современные теории сестринского дела, основанные на научном подходе и доказательных практиках, представляют медсестру в качестве равноправного партнера врача, который принимает самостоятельные сестринские решения, планирует и осуществляет доказательный сестринский уход, отражая его в сестринской документации. Сейчас партнерство врача и медсестры заключается в том, что врач оказывает пациенту врачебную помощь, а медсестра — сестринскую помощь, работая в рамках мультипрофессиональной команды специалистов здравоохранения для повышения эффективности качества медицинской помощи на всех уровнях системы здравоохранения.

Именно поэтому во всем мире специалисты сестринского дела в настоящее время проходят подготовку не только на уровне базового технического и профессионального образования, но также и в рамках бакалавриата, магистратуры и докторантуры по сестринскому делу.

Вхождение Казахстана в Болонский процесс диктует необходимость приведения образования, профессиональных стандартов, квалификаций и должностных позиций в соответствие с Европейскими директивами, в том числе и по сестринскому делу.

Для Казахстана развитие системы сестринского дела требует принятия мер по совершенствованию образовательных программ на всех уровнях подготовки сестринских кадров, внедрения механизмов контроля качества образования на уровне международных стандартов, внедрения в практику института специалистов сестринского дела с разными должностными позициями соответственно уровню образования. Наряду с реформированием сестринского образования, предполагается внедрение новых механизмов функционирования медицинских организаций с равноправными врачебными и сестринскими организационными структурами, введение регистра специалистов сестринского дела и сестринской документации, внедрение инновационных сестринских технологий, развитие современных сестринских доказательных практик, фундаментальной и прикладной сестринской науки, перераспределение и четкое разграничение функциональных обязанностей между врачами и медсестрами разных уровней.

Настоящий Комплексный план развития сестринского дела разработан в целях приведения системы сестринского дела в Казахстане к международному уровню в соответствии с потребностями современного здравоохранения для повышения качества, эффективности и безопасности здравоохранения РК.

 

  1. ВИДЕНИЕ

В результате реализации Комплексного плана развития сестринского дела к 2020 году ожидается:

  • Повышение эффективности и результативности использования человеческих и финансовых ресурсов в образовании и практике сестринского дела;
  • Достижение соответствия функционирования системы сестринского образования, науки и практики Европейским директивам;
  • Реорганизация системы образования по сестринскому делу в соответствии с международными требованиями для подготовки специалистов сестринского дела, компетенции которых конкурентоспособны на рынке труда;
  • Обеспечение гибкости системы образования по сестринскому делу, поддерживающей разные ступени карьеры в соответствии с потребностями системы здравоохранения;
  • Усиление человеческого и институционального потенциала медицинских колледжей и вузов;
  • Утверждение независимой роли специалиста сестринского дела в качестве равноправного партнера врача на всех уровнях системы здравоохранения;
  • Признание значительной роли специалистов сестринского дела как основной силы в рамках первичной медико-санитарной помощи и развития самоконтроля пациентов с повышением солидарной ответственности населения за свое здоровье.

 

  1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Цель: Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения РК путем реформы сестринского дела и создания специалиста сестринского дела новой формации в соответствии с современными вызовами общества и международными требованиями.

Задачи:

  • Внедрение новых компетенций и ролей специалистов сестринского дела в системе здравоохранения.
  • Институциональное развитие медицинских колледжей и университетов в соответствии с потребностями реформы сестринского дела.
  • Создание научной основы для укрепления сестринского образования и развития системы сестринского дела.
  • Маркетинг и повышение осведомленности о реформе сестринского дела для формирования позитивного образа новой профессии медсестры.
  • Разработка и внедрение механизмов координации реформы сестринского дела в республике.

Сроки реализации: 2014-2019 годы.

 

Задача 1. Внедрение новых компетенций и ролей специалистов сестринского дела в системе здравоохранения

Проблемы:

  • Современный уровень развития сестринского дела в мире вырос до такой степени, что медсестры, особенно с высшим и послевузовским образованием, забирают на себя часть функционала, выполняемого в настоящее время в Казахстане врачами. Недооценка роли сестринского персонала в лечебном процессе сводит в настоящее время сестринскую службу большей частью к выполнению технической работы, не требующей серьезной профессиональной подготовки. Это не позволяет в полной мере использовать потенциал как сестринской, так и врачебной профессии.
  • В организационной структуре медицинских организаций наблюдается подчинение медсестры врачу, не знающему концепции сестринского ухода (главная медсестра подчиняется главному врачу, старшие медсестры подчиняются врачам — заведующим отделениями).
  • Главная медицинская сестра (заместитель главного врача по сестринскому делу) относится к должностям руководителей согласно номенклатуре должностей работников здравоохранения. Однако согласно квалификационным характеристикам главная медсестра не обязательно должна быть бакалавром сестринского дела, но и может обладать техническим и профессиональным образованием с высшей или первой категорией, в то время, как в международной практике главные медсестры обычно имеют не только степень бакалавра, но и магистра. В существующей системе оплаты труда Казахстана должность заместителя руководителя по сестринскому делу относится на одну категорию ниже должности заместителя руководителя.
  • Старшая медицинская сестра, согласно номенклатуре должностей работников здравоохранения, не относится к должностям руководителя, а стоит в списке должностей специалистов с техническим и профессиональным образованием, в то время как в мировой практике старшая медсестра относится к должностям руководителей наравне с заведующими отделениями и обладает минимум степенью бакалавра.
  • В номенклатуре должностей работников здравоохранения в структуре должностей с высшим медицинским образованием не предусмотрены должности для клинических медсестер с высшим образованием; они не обладают полномочиями и ответственностью за независимое принятие клинических решений по сестринскому уходу и не ведут сестринскую документацию; также нет регистра медсестер с высшим образованием, как это принято в международной практике.

Ожидаемые результаты к 2019 году:

  • В медицинских организациях будут созданы системы менеджмента сестринского дела в соответствии с международными стандартами.
  • Организационные структуры медицинских организаций будут построены на основе параллельных равноправных структур, в которых главный врач контролирует работу врачей, а главная медсестра контролирует работу всех медсестер с разными уровнями образования, без непосредственного подчинения медсестер врачам. Медсестры и врачи работают равноправно и независимо в рамках своих полномочий, неся коллективную ответственность за деятельность межпрофессиональной команды.
  • Медсестры с разными уровнями образования будут занимать все уровни должностей средних медицинских работников системы здравоохранения.
  • К должностям руководителя будут относиться главная медсестра и старшая медсестра, которые должны обладать минимум степенью бакалавра сестринского дела и стажем не менее 3 лет. Для работы главной медсестры требуется пройти дополнительное повышение квалификации по менеджменту сестринского дела.
  • В номенклатуре должностей работников здравоохранения будет введена новая должность медицинской сестры с высшим сестринским образованием, которая обладает полномочиями и ответственностью за независимое принятие клинических решений по сестринскому уходу по всем этапам сестринского процесса, ведет независимую сестринскую документацию, зарегистрирована в регистре медсестер с высшим образованием.
  • Будет повышен уровень образования медсестер, фельдшеров и акушерок после окончания колледжа до уровня прикладного бакалавриата с созданием гибких образовательных траекторий с признанием предшествующего опыта.
  • В медицинской организации главная медсестра будет нести ответственность за разработку и внедрение рабочих стандартов сестринского ухода организации, основанных на доказательных сестринских руководствах и/или результатах, полученных в результате проведения прикладного исследования или проекта развития в сестринском деле.
  • В организациях уровня ПМСП будет организован индивидуальный прием больных медсестрой уровня прикладного или академического бакалавра в общей практике, а также по приоритетным нозологиям (диабет, астма, артериальная гипертензия и т.д.).
  • Главная медсестра и старшие медсестры совместно с главным врачом и заведующими отделений будут планировать зоны функциональной ответственности, осуществляемой в рамках индивидуального приема больных медсестрой уровня прикладного или академического бакалавриата.
  • Главная медсестра и старшие медсестры будут направлять медсестер уровня прикладного и академического бакалавриата на прохождение специализированных обучающих программ, необходимых для организации независимого от врача индивидуального приема больных медсестрой уровня прикладного или академического бакалавра в общей практике и по различным нозологиям.
  • Главная медсестра и старшие медсестры будут ответственны за официальный допуск и предоставление внутренней лицензии медицинской организации на осуществление разных видов сестринского ухода медицинским сестрам, действующим в рамках данной медицинской организации.
  • Врачи будут выполнять только квалифицированную врачебную работу и не занимаются контролем медсестер.
  • Работодатели и общество будут готовы к новым ролям и компетенциям медсестер.

Разрабатываемые нормативно-правовые документы:

  • Внесение изменений в Номенклатуру должностей работников здравоохранения (приказ МЗ РК от 24 ноября 2009 года № 775) с введением новой должности медсестры с высшим образованием в список должностей специалистов с высшим образованием, отнесением должности старшей медицинской сестры в список должностей руководителей наравне с заведующими клиническим подразделением.
  • Внесение изменений в Квалификационные характеристики должностей работников здравоохранения (Приказ МЗ РК от 26 ноября 2009 года № 791) с введением квалификационных характеристик новой должности медсестры с высшим образованием; пересмотр требований к квалификации старших и главных медсестер – быть не выпускниками технического и профессионального образования, а обладать минимум степенью бакалавра сестринского дела к 2019 году.
  • Внедрение сестринской документации в медицинских организациях.
  • Утверждение профессиональных стандартов медсестер разных уровней.
  • Разработка регистра специалистов сестринского дела разных уровней (2016).

 

Индикаторы 2019 года:

  • Количество организаций ПМСП, организовавших индивидуальный прием больных медсестрой уровня прикладного бакалавриата – 100.
  • Количество главных медсестер с высшим сестринским образованием и дополнительным повышением квалификации по менеджменту сестринского дела – 800.
  • Количество старших медсестер с высшим сестринским образованием – 2000.
  • Количество медсестер с высшим образованием – 4000.

Задача 2. Институциональное развитие медицинских колледжей и университетов в соответствии с потребностями реформы сестринского дела

Проблемы:

  • Подавляющее большинство преподавателей сестринского дела — врачи, а не медсестры. Только 4% преподавателей из всех медицинских колледжей и вузов имеют диплом по сестринскому делу, в то время как в международной практике только медсестры с минимум уровнем бакалавра могут быть преподавателями сестринского дела.
  • Клиническая практика, проходящая под руководством ментора (наставника) на клинических базах, составляет не более 10% всей учебной программы, в то время как согласно международным требованиям, такая клиническая практика должна составлять не менее 50% всей образовательной программы.
  • Программы университетского бакалавриата не дают достаточного уровня клинической практики.
  • Существуют серьезные проблемы взаимодействия с клиническими базами, не отработан эффективный механизм взаимоотношений между студентом, организацией образования и клинической базой.
  • Не соблюдается требование обеспечить на каждого студента по 1-2 ментора (наставника), более того, наставники на клинических базах не мотивированы заниматься со студентами и не обладают педагогическими компетенциями.

Ожидаемые результаты к 2019 году:

  • Будет разработана образовательная программа прикладного бакалавриата согласно международным стандартам.
  • Будут функционировать гибкие траектории прикладного бакалавриата с признанием предшествующего обучения, чтобы обеспечить возможность медсестрам уровня технического и профессионального образования освоить программу прикладного бакалавриата.
  • Минимум 6 медицинских колледжей Казахстана будут внедрять образовательные программы прикладного бакалавриата и реорганизованы в Высшие сестринские школы.
  • Будут внесены изменения в образовательную программу университетского бакалавриата по специальности «сестринское дело» в соответствии с европейскими директивами.
  • Для реализации новых образовательных программ по сестринскому делу будет усилен потенциал сотрудников колледжей и вузов, повсеместно будет осуществляться тесное взаимодействие со всеми заинтересованными лицами (власти, работодатели, общество) по новым ролям и профессии медсестер.
  • 100% преподавателей сестринского дела в колледжах и вузах пройдут педагогическую подготовку в рамках образовательной программы «Преподаватель сестринского дела».
  • Для преподавателей сестринского дела в колледжах и вузах будут созданы возможности пройти научно-педагогическую магистратуру по специальности «сестринское дело», в образовательной программе которой значительную долю занимает клиническое сестринское дело, доказательная сестринская практика, менеджмент в сестринском деле, наука и педагогика.
  • В области сестринского образования будет функционировать эффективная клиническая практика в стационарах, поликлиниках и других рабочих местах с обеспечением механизма функционирования системы наставничества и разделением ответственности между студентом, организацией образования и клинической базой.
  • В соответствии с потребностями реформы сестринского дела будут разработаны новые учебники и учебные материалы, современная образовательная среда.
  • Отечественные и международные эксперты, вовлеченные в аккредитацию медицинских колледжей и вузов, пройдут обучение вопросам аккредитации в соответствии с руководствами по аккредитации по сестринскому делу.
  • Все медицинские вузы и колледжи в РК пройдут аккредитацию, минимум 16 государственных колледжей пройдут сертификацию по системе менеджмента качества и будут функционировать в соответствии с установленными политиками качества.

Разрабатываемые нормативно-правовые документы:

  • Образовательная программа прикладного бакалавриата (2014).
  • Внесение изменений в образовательную программу университетского бакалавриата по специальности «сестринское дело» в соответствии с европейскими директивами (2016).
  • Программы повышения квалификации для преподавателей медицинских колледжей «Преподаватель сестринского дела» (2018).

Индикаторы 2020 года:

  • Количество колледжей, внедривших программы прикладного бакалавриата и реорганизованных в Высшие сестринские школы — минимум 6.
  • Количество государственных колледжей, сертифицированных по системе менеджмента качества – 16.
  • Количество экспертов, имеющих образование в области аккредитации организаций образования по сестринскому делу – 5.
  • Доля государственных колледжей, прошедших аккредитацию — 100%.
  • Количество магистров сестринского дела с научно-педагогической подготовкой – 100.
  • Доля преподавателей сестринского дела, прошедших повышение квалификации по программе «Преподаватель сестринского дела» — 100%.

 

Задача 3. Создание научной основы для укрепления сестринского образования и развития системы сестринского дела

Проблемы:

  • Низкий уровень развития науки в сестринском деле. Не проводятся научно-технические программы с исследованиями по сестринскому делу, только 2 работы были опубликованы в журналах базы Scopus казахстанскими исследователями по сестринскому делу за период с 1996 по 2012 годы.
  • Реальная сестринская практика на местах, стандарты операционных процедур по сестринским манипуляциям, процессы разработки и экспертизы стандартов и рекомендаций не основаны на доказательствах и не имеют под собой научной основы. Отсутствуют доказательные сестринские руководства, равно как и эксперты, обладающие компетенциями по разработке и внедрению сестринской практики, основанной на доказательствах.
  • Неразвитость научно-исследовательской траектории послевузовского и непрерывного образования; отсутствие обучения в области исследований в сестринском деле, доказательной сестринской практики, проектов развития сестринской службы на основе прикладных сестринских исследований.

 

Ожидаемые результаты к 2019 году:

  • Будет создан Экспертный Комитет по исследованиям в сестринском деле.
  • В РК ежегодно будут осуществляться минимум 10 научно-исследовательских проектов по сестринскому делу с суммарным объемом финансирования не менее 20 млн тенге.
  • Минимум 20 публикаций в мировой базе Scopus будут опубликованы казахстанскими исследователями в области сестринского дела.
  • Будет основан Национальный журнал по доказательному сестринскому делу, публикующий доказательную сестринскую информацию и результаты исследований в сестринском деле.
  • Будет отработана процедура разработки, внедрения, мониторинга исполнения и пересмотра доказательных сестринских руководств.
  • В процесс разработки доказательных сестринских руководств будут вовлечены минимум 10 экспертов со специальным образованием по разработке доказательных сестринских руководств.
  • Будут опубликованы минимум 10 доказательных сестринских руководств по ПМСП и 30 доказательных сестринских руководств по клинической деятельности.
  • В рамках дополнительного образования будет проводиться обучение в рамках программы повышения квалификации «Доказательная сестринская практика и исследования в сестринском деле».
  • Будут пересмотрены с учетом международных требований и потребностей реформы сестринского дела образовательные стандарты магистратуры по специальности «Сестринское дело».

Индикаторы 2019 года:

  • Сумма финансирования исследований в сестринском деле в год — не менее 20 млн тенге ежегодно.
  • Количество исследовательских проектов по сестринскому делу в год — минимум 10.
  • Количество опубликованных статей по сестринскому делу в базе Scopus — минимум 20.
  • Количество доказательных сестринских руководств по ПМСП — минимум 10.
  • Количество доказательных сестринских руководств по клинической деятельности — минимум 30.
  • Количество экспертов со специальным образованием по разработке доказательных сестринских руководств, вовлеченных в процесс разработки руководств — минимум 10.
  • Количество медсестер, прошедших повышение квалификации по программе «Доказательная сестринская практика и исследования в сестринском деле» — 30.

 

Задача 4. Маркетинг и повышение осведомленности о реформе сестринского дела для формирования позитивного образа новой профессии медсестры

Проблемы:

  • В настоящее время трудоустраиваются 74% медсестер с техническим и профессиональным образованием, но с высшим сестринским образованием трудоустраиваются в соответствии со специальностью и уровнем образования не более 40% университетских бакалавров и не более 70% выпускников магистратуры. Это связано с проблемами с организационной структурой медицинских организаций, нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность медсестер, не отвечающими потребностям современной сестринской службы.
  • Повсеместно считается, что профессия медсестры не является независимой, а является лишь помощником врача, выполняющим его назначения. Общественное мнение ограничивает карьерный рост медсестер рамками технического и профессионального образования, с недоверием относится к сестринскому бакалавриату и магистратуре.

 

Ожидаемые результаты к 2019 году:

  • Все выпускники прикладного и университетского бакалавриата по сестринскому делу будут трудоустроены в соответствии со своей специальностью и уровнем образования в рамках новых компетенций и ролей медсестер.
  • Все выпускники магистратуры по сестринскому делу будут трудоустроены в соответствии со своей специальностью и уровнем образования в рамках новых компетенций и ролей медсестер.
  • Достаточное количество абитуриентов с необходимым уровнем подготовки будут поступать на образовательные программы сестринского дела разных уровней.
  • Минимум 30% населения будут осведомлены о реформе сестринского дела и новом статусе медсестры.
  • Минимум 30% работодателей будут удовлетворены новыми компетенциями и ролями медсестер в рамках реформы сестринской службы.
  • Минимум 30% медсестер будут удовлетворены перспективами профессии.

Индикаторы 2019 года:

  • Процент трудоустройства выпускников прикладного и академического бакалавриата по сестринскому делу в соответствии с их уровнем образования — 80%.
  • Процент трудоустройства магистров сестринского дела в соответствии с их уровнем образования — 80%.
  • Уровень осведомленности населения о реформе сестринского дела — минимум 30%.
  • Уровень удовлетворенности работодателями новыми компетенциями и ролями медсестер в рамках реформы сестринской службы — минимум 30%.
  • Уровень удовлетворенности медсестер перспективами профессии — минимум 30%.

 

Задача 5. Разработка и внедрение механизмов координации реформы сестринского дела в республике

Проблемы:

  • В настоящее время в Министерстве здравоохранения и социального развития функционирует созданный 30 декабря 2013 года Координационный Совет по развитию сестринского дела. Но в регионах существуют только единичные региональные Координационные советы по сестринскому делу в отдельных управлениях здравоохранения, отдельные региональные ассоциации медсестер.
  • Только в 4 управлениях здравоохранения: Южно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях введены должности штатного специалиста по сестринскому делу. В остальных управлениях здравоохранения координация работы по сестринскому делу осуществляется внештатными специалистами (в основном директорами государственных медицинских колледжей).
  • Отсутствует Национальная ассоциация медицинских сестер Казахстана.

Ожидаемые результаты к 2019 году:

  • Во всех территориальных управлениях здравоохранения будут введены штатные специалисты по сестринскому делу и созданы региональные координационные советы по сестринскому делу.
  • Будет создана Национальная Ассоциация медсестер Казахстана, объединяющая региональные ассоциации во всех регионах страны, функционирующая в соответствии с нуждами здравоохранения республики, международными концепциями, опытом работы аналогичных организаций за рубежом.
  • Республиканский медицинский колледж, как единственный медицинский колледж республиканского значения, будет реорганизован в Республиканскую Высшую Школу Сестринского Дела, будет выступать в качестве координатора реформы сестринского дела и являться центром проведения исследований, предварительного тестирования инноваций и концепций для их внедрения в практику медицинских колледжей, вузов и медицинских организаций Казахстана.
  • Работодатели, медсестры и преподаватели сестринского дела будут удовлетворены эффективностью координации реформы сестринской службы минимум на 30%.

Индикаторы 2019 года:

  • Обеспеченность территориальных управлений здравоохранения специалистами по сестринскому делу — 100%.
  • Количество членов Национальной Ассоциации Медсестер Казахстана – 1000.
  • Уровень удовлетворенности эффективностью координации реформы сестринской службы по результатам опроса работодателей, медсестер и преподавателей сестринского дела — 30%. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Таким образом, реализация Комплексного плана развития сестринского дела в Республике Казахстан до 2020 года позволит достичь значимого повышения эффективности и результативности функционирования службы сестринского дела и системы здравоохранения Республики Казахстан в целом, реализовать цели и задачи, поставленные в Стратегических планах Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан на 2014-2018 годы и на 2017-2021 годы.

 

№№ Наименование мероприятия Ответственные исполнители Форма завершения Срок исполнения
1 2 3 4 5
Задача 1. Внедрение новых компетенций и ролей специалистов сестринского дела в системе здравоохранения
1 Внесение изменений и дополнений в Классификатор профессий и специальностей для технического и профессионального, послесреднего образования (приказ Комитета по тех.регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли РК от 03 июня 2008 года № 273-од) ДНЧР Предложения в МОН РК Июнь

2017 г.

2 Внесение изменений и дополнений в Перечень профессий и специальностей по срокам обучения и уровням образования для технического и профессионального, послесреднего образования (приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 января 2016 года № 65 ДНЧР Предложения в МОН РК 2017 г.
3 Внесение изменений и дополнений в Номенклатуру медицинских и фармацевтических специальностей (приказ МЗРК от 24 ноября 2009 года № 774) ДНЧР, РЦРЗ Приказ МЗСР РК Февраль

2017 г.

4 Внесение изменений и дополнений в Номенклатуру должностей работников здравоохранения (приказ МЗРК от 24 ноября 2009 года № 775) ДНЧР Приказ МЗСР РК Декабрь 2017 г.
5 Пересмотр и утверждение профессионального стандарта «Сестринское дело» РЦРЗ, НПП Внесение проекта ПС на утверждение в НПП 2017 г.
6 Внесение изменений и дополнений в Квалификационные характеристики должностей работников здравоохранения (приказ МЗРК от 26.11.2009г. № 791) ДНЧР, РЦРЗ Приказ МЗСР РК Декабрь  2017 г.
7 Внесение изменений и дополнений в Реестр должностей гражданских служащих в некоторых сферах системы здравоохранения (приказ МЗСР РК от 28 декабря 2015 года № 1043) ДФ, ДНЧР Приказ МЗСР РК Октябрь

2017 г.

8 Внесение изменений и дополнений в Систему оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий (ППРК от 31 декабря 2015 года № 1193) ДВК, ДНЧР, ДФ Постановление Правительства РК Декабрь 2017 г.
9 Внесение изменений и дополнений в Типовые штаты и штатные нормативы организаций здравоохранения (приказ МЗРК от 7 апреля 2010 года № 238). ДНЧР, ДОМП Приказ МЗСР РК 2017 г.
10 Внесение изменений в Национальные стандарты аккредитации медицинских организаций ДСМУ, РЦРЗ

 

Приказ 2017 г.
11 Внедрение сестринской документации в медицинских организациях МЗСР, международные эксперты, РЦРЗ,

РОО специалистов СД «Парыз»

Типовые формы сестринские документации 2017 -2019 гг.

 

12 Проведение тренинговых программ для работодателей и медсестер по новым ролям и компетенциям медсестер разного уровня (включая учебные поездки в Европу) МЗ СР, ОУЗы,

ВУЗы, колледжи

Приказы, отчеты 2014-2019 гг.
13 Разработка правил сертификации медсестер разных уровней МЗСР Приказ 2015 г.
14 Разработка регистра специалистов сестринского дела разных уровней ДНЧР, РЦРЗ Макет регистра

специалистов сестринского дела

2016 г.

 

 

15 Разработка и внедрение программы повышения квалификации  по менеджменту сестринского дела в рамках реформы сестринского дела для главных и старших медсестер МЗСР, РЦРЗ, международные эксперты, РОО Парыз» Учебные программы,

 

Отчет по обучению

2017-2018 гг.
16 Разработка и внедрение программы повышения квалификации  по индивидуальному приему больных медсестрой уровня прикладного или академического бакалавра в общей практике и по приоритетным нозологиям МЗСР, РЦРЗ, международные эксперты,

РОО Парыз»

Учебные программы,

 

Отчет по обучению

2017-2018 гг.
Задача 2.Институциональное развитие медицинских колледжей и университетов в соответствии с потребностями реформы сестринского дела
1. Разработка и внедрение образовательной программы прикладного бакалавриата МЗСР, РЦРЗ, пилотные колледжи Приказ 2014 г.
2. Внесение изменений в образовательную программу магистратуры по специальности «Сестринское дело» МЗСР, РЦРЗ, международные эксперты, ВУЗы Проект образовательной программы 2017 г.
3. Разработка и внедрение нормативного и финансового механизма взаимоотношений между студентом, организацией образования и клинической базой в рамках трехстороннего договора в соответствии с концепцией дуального обучения. МЗСР, ОУЗы

пилотные

колледжи,  РЦРЗ

Методические рекомендации

Типовая форма договора

2015-2016 г.
4. Разработка и внедрение системы наставничества в рамках реализации программы прикладного бакалавриата МЗСР, ОУЗы,

пилотные колледжи, РЦРЗ

Программа обучения

Методическое руководство

2017-2018 гг.
5. Разработка и внедрение гибких траекторий освоения прикладного бакалавриата с признанием предшествующего обучения для работающих медсестер МЗСР, ВУЗы, пилотные колледжи, РЦРЗ Приказ 2016 г.

 

 

6. Внесение изменений в образовательную программу университетского бакалавриата по специальности «Сестринское дело» МЗСР, ВУЗы, пилотные колледжи, РЦРЗ Приказ 2016 г.

 

7. Разработка и внедрение программы повышения квалификации для преподавателей  медицинских колледжей «Преподаватель сестринского дела» МЗСР, РЦРЗ, международные эксперты,

ВУЗы и колледжи

Учебные программы

 

Отчет по обучению

2017-2018 гг.
8. Проведение обучающих мастер-классов и семинаров в области клинического сестринского дела в соответствии с потребностями реформы сестринского дела МЗСР, ОУЗы, международные эксперты,

РОО Парыз»

Отчет по обучению 2014-2019 гг.
9. Обеспечение возможности медсестрам и преподавателям сестринского дела пройти стажировку и тренинги по сестринскому делу и образованию за рубежом (в том числе по программе Болашак) МЗСР, ОУЗы

медицинские ВУЗы и колледжи

Приказ 2014-2019 гг.
10. Разработка новых учебников, пособий и учебных материалов для поддержки реформы сестринского образования. ВУЗы и колледжи Информация 2014-2019 гг.
11. Обеспечение учебными ресурсами в соответствии с новыми образовательными программами. ВУЗы и колледжи Информация 2014-2019 гг.
12. Обеспечение возможности пройти программу магистратуры и получить степень магистра по сестринскому делу для преподавателей медицинских колледжей и вузов с медицинским образованием (в том числе через Болашак, зарубежные программы магистратуры, дуальные дипломы) МЗСР, КазМУНО, международные эксперты, ВУЗы и колледжи Приказ 2017-2019 гг.
13 Обеспечение дистанционными образовательными программами и обучающей среды онлайн ВУЗы и колледжи Информация 2016-2019 гг.
14. Обеспечение механизма целевого финансирования проектов развития колледжей и Высших сестринских школ в соответствии с приоритетами развития здравоохранения РК. МЗСР, ОУЗы Приказ

 

 

2016-2019 гг.

 

 

15 Разработка методики и внедрение системы ранжирования медицинских колледжей для определения их ресурсов для осуществления прикладного бакалавриата. МЗСР, международные эксперты Приказ

Методические рекомендации

2016 г.

 

 

16 Проведение оценки медицинских колледжей с целью отбора в Высшие колледжи для внедрения прикладного бакалавриата Комиссия Решение 2016-2019 гг.
17 Разработка и внедрение Планов развития медицинских колледжей, Высших сестринских колледжей и университетов Медицинские

колледжи

План развития 2016-2019 гг.
18 Проведение обучающих семинаров по поддержке программ развития для руководителей и преподавателей колледжей МЗСР, международные эксперты, колледжи Информация 2016-2019 гг.
19 Реорганизация колледжей, осуществляющих программы прикладного бакалавриата с повышением их статуса до Высшей сестринской школы МЗСР, Акиматы, ОУЗы Постановление

акиматов

2016-2019 гг.
20 Прохождение сертификации по системе менеджмента качества всеми медицинскими колледжами. Медицинские

колледжи

Информация 2014-2019 гг.
21 Прохождение аккредитации всеми медицинскими колледжами Медицинские

колледжи

Информация 2015-2019 гг.
Задача 3. Создание научной основы для укрепления сестринского образования и развития сестринского дела
1. Создание Экспертного Комитета по исследованиям в сестринском деле для поддержки и обеспечения качества исследований в сестринском деле. МЗСР, РЦРЗ

РОО Парыз»

Приказ 2016 г.

 

2. Разработка и внедрение программы повышения квалификации для специалистов сестринского дела «Доказательная сестринская практика и исследования в сестринском деле» МЗСР, международные эксперты, РОО Парыз», РЦРЗ Учебные программы

Отчет по обучению

2017-2018 гг.
3. Включение в структуру издаваемых журналов в РК по сестринскому делу  рубрики для  доказательных научных статей и исследований в сестринском деле (в состав редакционной коллегии привлечь зарубежных экспертов) Медицинские колледжи,

РОО  Парыз»

Информация 2017-2019 гг.
4. Обеспечение возможности медсестрам и преподавателям сестринского дела пройти стажировку и тренинги по исследованиям в сестринском деле и публикациям в международных рецензируемых журналах (в том числе по программе Болашак) МЗСР, международные эксперты, ВУЗы и колледжи, РОО Парыз», РЦРЗ Учебные программы,

Отчет  по обучению

2017-2019 гг.

 

 

5. Обеспечение возможности медсестрам и преподавателям сестринского дела пройти стажировку и тренинги по разработке доказательных сестринских руководств (в том числе по программе Болашак). МЗСР, международные эксперты, ВУЗы и колледжи, РОО Парыз», РЦРЗ Учебные программы,

Отчет  по обучению

2017-2019 гг.

 

 

 

6. Обеспечение финансирования исследований в сестринском деле и проектов развития доказательной сестринской практики. МЗСР, ВУЗы и

Высшие медицинские колледжи

Отчет 2017-2019 гг.

 

 

7. Обеспечение условий для разработки, внедрения, мониторинга исполнения и пересмотра доказательных сестринских руководств (комитет, экспертные группы, образовательные программы для экспертов, процедуры ревизии руководств, электронная база данных или онлайн-портал для доказательных сестринских руководств). МЗСР, РЦРЗ, международные эксперты

РОО Парыз»

 

Отчет 2017-2019 гг.

 

8. Разработка национальных доказательных сестринских руководств, протоколов, стандартов деятельности медсестер разных уровней. МЗСР, РЦРЗ, международные эксперты,

РОО Парыз»

Проекты

клинических сестринских руководств

2017-2019 гг.

 

Задача 4. Маркетинг и повышение осведомленности о реформе сестринского дела для создания позитивного образа новой профессии
1. Анализ трудоустройства и обеспечение потребностей по востребованности медсестер разного уровня МЗСР, ОУЗы, ВУЗы и колледжи,  РОО Парыз» Аналитическая справка 2017-2019 гг.
2. Разработка и осуществление PR и маркетинговых мероприятий, направленные на население и абитуриентов  для повышения имиджа новой роли медсестры ОУЗы, ВУЗы и колледжи РОО Парыз» Отчет 2017-2019 гг.
3. Проведение ежегодного опроса общественного мнения среди населения об уровне осведомленности о реформе сестринского дела и новом статусе медсестры РОО Парыз»,

ВУЗы и колледжи

Отчет 2017-2019 гг.
4. Проведение ежегодного опроса среди работодателей об уровне удовлетворенности новыми компетенциями и ролями медсестер в рамках реформы сестринской службы РОО Парыз»,

ВУЗы и колледжи

Отчет 2017-2019 гг.
5. Проведение ежегодного опроса медсестер об уровне удовлетворенности перспективами профессии. РОО Парыз»,

ВУЗы и колледжи

Отчет 2017-2019 гг.
Задача 5. Разработка и внедрение механизмов координации реформы сестринского дела в РК
1. Создание Национальной Ассоциации медсестер Казахстана МЗ СР Учредительные документы 2015 г.
2. Включение в штатное расписание территориальных управлений  здравоохранения специалистов по сестринскому делу МЗСР, ОУЗы, ОЮЛ «Союз медицинских колледжей» Отчет 2014 г.
3. Создание Координационных советов по развитию сестринского дела во всех регионах Казахстана. МЗСР, ОУЗы, ОЮЛ «Союз медицинских колледжей» Приказ 2016 г.
4 Проведение ежегодного опроса работодателей, медсестер и преподавателей сестринского дела об уровне эффективности координации реформы сестринской службы. МЗСР, ОУЗы,

РОО Парыз», ВУЗы и колледжи

Отчет 2017-2019 гг.
5 Ежегодный анализ индикаторов реализации задачи и коррекция плана мероприятий на следующий год МЗСР, РЦРЗ Аналитическая справка 2016-2019 гг.

Использованные сокращения:

МЗ СР Министерство здравоохранения и социального развития
МОН РК Министерство образования и науки

Республики Казахстан

РОО Республиканское общественное объединение
РЦРЗ Республиканский центр развития здравоохранения
ОУЗ Областные управления здравоохранения
ОКС Отраслевая комиссия по социальному

партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений

ОЮЛ Объединение юридических лиц
НПЗ Национальная палата здравоохранения
НПП Национальная палата предпринимателей

Республики Казахстан «Атамекен»

КазМУНО Казахский медицинский университет

непрерывного образования

ВУЗы Высшие учебные заведения
ДНЧР Департамент науки и человеческих ресурсов
ДФ Департамент финансов
ДВК Департамент внутреннего контроля
ДОМП Департамент организации медицинской помощи
ДСМУ Департамент стандартизации медицинских услуг
ГПРП Группа поддержки реализации проекта
ПС Профессиональный стандарт

Скачать план развития в PDF.